Об отдельных аспектах деятельности губернатора и правительства региона

Jan 12, 2014 05:47



"Изменчива, мятежна, суеверна,
Легко пустой надежде предана,
Мгновенному внушению послушна,
Для истинны глуха и равнодушна,
А баснями питается она."
А.С.Пушкин

Буквально на днях, меня в твиттере спросили: "Как ты относишься к губернатору Сергею Морозову?", можно было бы отшутиться и заметить, что:
а) никак не отношусь, и упаси Бог от подобных мыслей;
б) затрудняюсь ответить честно;

Но, написал иное, что отношусь весьма неоднозначно, что во-первых, смотря по каким критериям оценивать - это во-вторых; и наконец, как утверждает народная молва, что когда о человеке говорят только хорошо или молчат, вообще-то примета плохая, недоработки есть у каждого, и ошибок хватает, и поводов для критики хоть отбавляй (по себе знаю).

Вопрос поставлен был изначально неверно и некорректно, есть отношение как к человеку (в различных аспектах, от внешности до убеждений), так тут одно, есть аспекты частной жизни (куда вообще, совать свой нос посторонним не нужно), тут иное, и если уж идет речь о политике и государственном деятеле, то, в конечном счете, судить нужно и можно лишь по конечному по результату, а не по декларациям и намерениям. А результаты, так это уже направления и отрасли, поэтому критика в основном и направлена на деятельность министерств и кураторов направлений, в лице заместителей председателя правительства региона.

Тем не менее, смысл рассказать о том "что такое хорошо и что такое" плохо, в работе правительства Ульяновской области,на самом деле, видимо имеется. Вот и начну потихоньку рассказывать о каждом министерстве  (ведомстве), один пост - одно министерство. Рассказы будут субъективными и пристрастными, тут уж увольте меня от сомнительных притязаний на объективность. А выводы, пусть каждый делает сам, насколько мои оценки, совпадают с его внутренними ощущениями и впечатлениями.

Впрочем, последовательный рассказ о каждом ведомстве, даст достаточно полную картину о работе правительства, а следовательно и губернатора региона. Постараюсь достаточно уделить внимания каждому ведомству...

Исключая министерство внутренней политики, итоговую деятельность которого почту минутой скорбного молчания.
Вектор рассказа будет ориентирован от позитивного к негативному, от лучших ведомств к худшим, при чем, лучшие, так и вовсе не означает, что они вне критики, больше подходит формулировка - "на критику реагируют адекватно и правильно", общая оценка - "приемлемо", хотя есть к чему стремиться.

Первой жертвой обзора, станет ведомство Александра Чепухина, вчерашнего именинника, вот ему и бочка мёда в подарок, правда не без изрядной ложки дёгтя. Его ведомство получает от меня оценку - "приемлемо", а теперь - почему, столь высокая оценка.

Хорошая конструктивная критика, как плацебо, бывает и помогает...




Ведомство отвечающее за качество жизни, скажем, примерно на 4/7, как раз именно это министерство отвечает за развитие сельского хозяйства и сельских территорий, повышение инвестиционной привлекательности тех же территорий, обеспечение продовольственной безопасности, повышение уровня экологической безопасности, производство подакцизной продукции и лицензирование торговой деятельности, оборот отходов производства и быта Ульяновской области. Ну и за вкусные, безопасные подарки к праздникам, цветы и выпивку - тоже.


Ведомство набирает самый высокий балл за многоступенчатую открытость и взаимодействие с общественными организациями.

В чем заключается многоступенчатость? Во-первых, в проведении брифингов по актуальным вопросам, поднимаемым в СМИ и блогерами, если  вопросы и проблемы вызывают общественный резонанс, то озвучивается позиция министерства, и следуют ответы на вопросы. Замечу, что журналисты и блогеры, тут делятся на три категории, одни анонимно или явно критикуют, но на брифингах не появляются, не считая нужным получить ответ в режиме "фейс-то-фейс", другие появляются, но остаются при своем мнении (их право), и наконец, приходят те, кто настроен на конструктивную полемику и обмен мнениями. Радует, что число последних прирастает, с наглядной очевидностью.

Вторая ступень открытости, это проведение пресс-конференций, как водится с презентациями, по-сути тот же брифинг, но по кругу вопросов, либо "на свободную тему", по принципу - "у кого что болит"...

Третья ступень, праздники и мероприятия, в общем - информационные поводы по различным аспектам деятельности, от полевых работ до ресторанного бизнеса. полный цикл.

Четвертая ступень, в общем-то приблизительно три палаты, одна официально обозначенная - "Экологическая палата Ульяновской области", вторая неформальная - "Агроэкопалата", куда входят руководители ассоциаций и союзов, от сельхозпроизводителей и фермеров, до пчеловодов и садоводов. Деятельность последней, является предметом моей регулярной критики за слабый состав руководителей, и низкий уровень организации. На этапе формирования и условная "Торговая палата", как я понимаю происходящие метаморфозы общественных "брожений умов", выражающих определенную неудовлетворенность.

Есть ещё и все возможные советы, в целом, каждый начальник департамента, не говоря уж про заместителей министра постоянно окружены особо активными общественниками, только успевай отбиваться...

И это не считая контактов с международными и федеральными общественными структурами и организациями, а также муниципальными, ну и по горизонтали, тоже встреч и совещаний перепадает...




"Иногда нужно обойти весь мир, чтобы понять, что клад зарыт у твоего собственного дома."(с) Пауло Коэльо

Широта взглядов и знание государств и территорий мира, традиций и обычаев различных стран, помогают министру в работе. А главное, ему не приходится напоминать, что "хорошо там, где нас нет" и "в гостях хорошо, но дома - лучше", только побывав на всех континентах, и в различных странах, пожив там, понимаешь, что везде есть свои плюсы и минусы, и применить полученные за рубежом знания на практике, там где родился - высшая степень патриотизма, когда можно работать без оглядки и без опаски, не ради карьеры и амбиций. Впрочем, насчет амбиций, пожалуй я погорячился, министр человек весьма азартный и спорте (как автогонщик по бездорожью), и в работе, нацеленный на лучший результат, на победу, а не просто участие. Но, это амбиции не столько карьерные, сколько именно спортивные, как во времена оные говорилось: "Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас!"

Вот этим азартом он способен заразить и окружающих, что тоже записываем в плюс. Больше молока, больше зерновых, больше пашни, больше объемов реализации, больше зарплаты у работников и собираемость налогов в бюджет. Неплохое сочетание количества и качества для региона, тоже плюсую.




"Мало людей способных сочувствовать неудачам, ещё меньше тех, кто способен радоваться чужим успехам" (с) по мотивам Оскара Уальда

Ещё одно свойство министра и ведомства, уметь держать руку на пульсе. Вникать в обстановку, оперативно прибывать на место событий, быстро ликвидировать нежелательные проявления и последствия. Все как и предписывалось экспертами прошлогоднего саммита в Давосе - быстрый режим восстановления после "технического сбоя" и высокая устойчивость против нежелательных тенденций. Записываем в плюс, к минусам, пожалуй отнесу то, что бывает пульс нащупывают на сонной артерии, и пережимают слишком сильно, а потом начинают изумляться по поводу неожиданного исхода развития событий.


С одной стороны, жесткий контроль и мониторинг вовсе и неплохо, но существенно ограничивает степени свободы маневра. И хорошо, когда подобный трюк манипуляции со степенями свободы обеспечивает специалист высокого класса, плохо, что таких в ведомстве можно пересчитать по пальцам, остальным ещё учиться и учиться искусству управления.

За издержки работы персонала, министерство постоянно находится под огнем критики, и если банальный пессимизм скептиков ещё понятен, то манипуляции с информационными вбросами и откровенной клеветой интриганов, способны обескуражить и деморализовать неподготовленную часть персонала ведомства и населения. А то и создать ненужный ажиотаж, и стихийную панику, как это было в истории с повышением цен на продукты питания, то на гречку, то на яйца и молоко. При этом известные паникмейкеры, сгущая краски не брезгуют откровенной ложью, забывая про объективные причины, и про инфляцию, и про рост тарифов, создавая глупые иллюзии у наивных граждан, что цены не подвержены колебаниям и законам экономики, и могут быть бесконечно стабильными.

Частенько на удочку паникмейкеров, попадаются и менее подготовленные журналисты, или, ситуацией пользуются просто профессиональные демагоги от арт-журналистики, падкие на дешевые сенсации. Повторюсь, что тут, отчасти, вина и самого ведомства недоукомплектованного проффи, особенно после недавней реформы, которая существенно расширила круг ответственности ведомства.

Так что, за недостаток подготовки кадров - минус, подлежащий немедленному исправлению в ближайшем обозримом будущем, пока имиджевая картинка ведомства окончательно не деформировалась в глазах социума.



"Бесплодны всякие отвлеченные умозаключения, не связанные с опытом и действительностью."(с) Оскар Уайльд

Обобщая опыт критических замечаний, выловленных в адрес ведомства, на просторах "улнета", с глубоким удовлетворением могу отметить, что  "в плевелах, зерен обнаружено не было", по части агробизнеса, и с грустью, что по части присоединенных полномочий их хоть отбавляй, перечислю:

1. Не решены вопросы переработки промышленных и бытовых отходов;
2. Отрытым остается вопрос переработки древесных отходов;
3. Не решены вопросы по части утилизации отходов первого и второго класса опасности;
4. Серьезно не добирает бюджет региона после полной утраты целой промышленной отрасли лесхимпрома;
5. Существенны потери бюджета от нерационального и неэффективного использования недр;
6. Значительны потери от охотпромыслов и недоразвития аквакультуры;
7. Утрачены рабочие места и виды традиционных народных промыслов;
9. Есть потеря управляемости, из-за межведомственных разногласий  по курортным зонам, и ООПТ;

И наконец, оставляет желать много лучшего, нововоссозданная структура института сельских старост и ТОС.

В итоге получился маленький, но твердый плюс, при большом минусе. И  меня нет уверенности, что существующее Агенство по развитию территорий, сумеет ликвидировать подобные лакуны без привлечения профессионалов с достаточным опытом работы, тут одни знаний и желания будет откровенно маловато.

Проводя аналогию, замечу. что к локомотиву успешно тянувшему свой груз, ныне прицепили столько вагонов, то дай-то ему силы, успешно тронуться с места, преодолев все трения и инерцию. Возможно, подобное явление - временное, но без серьезных усилий и возможно дополнительных кадровых перестановок, полагаю дело никак не обойдется.

Вот тут, тот самый момент, когда аргументы и доводы министра, меня как-то совсем не успокаивают и не внушают оптимизма. Но, как некогда сказал Наполеон: "возможно он слышит звуки другого барабана", поэтому слаженный в унисон хор критиков, даже весьма благожелательно настроенных, его не смущает.

Понятно, что пока будет работать присказка "про три конверта", а вот что дальше-то?! Вот тут, открытость ведомства дает полный сбой, внятной картины перспектив не просматривается, равно нет и четкой "дорожной карты" очевидного разруливания ситуации.



"Люди, которые читают книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор."(с) Анекдот с сайта министра культуры РФ В.Мединского

Основной плюс ведомства Александра Чепухина, стремление перенимать лучший опыт западных и восточных стран, и прививать его на отечественную ментальность селян. Кроме того, успешно коммерциализировать новейшие научные достижения и продвигать инновации, что и способствует привлечению инвесторов и инвестиций в регион.


Когда все по науке, то продвижение идет про уже проторенному пути, остальное дело техники. Поэтому критику об утечке кадров из села, нужно воспринимать вполуха, тут дело в том, что сейчас селу нужны совершенно иные кадры - высокообразованные, желательно остепененные научными званиями, нужны инженеры и ученые, ручного труда становится всё меньше, всё больше автоматики, не за горами и приход робототехники.

Пожалуй, это одна из немногих отраслей в регионе и стране, где наблюдается ощутимый рост как экономики, так и повышение производительности труда даже в самые кризисные время.

Сейчас от агрария требуются знания и ещё раз знания, в общем: "учиться, учиться и учиться", как рекомендовал земляк. Тут на ведомство ложится дополнительная нагрузка, по организации консультаций, включая научные, и взаимодействию с ВУЗами и научными центрами в интересах отрасли.


Процессы же урбанизации - не помеха, как не крути, значительная часть работ сезонная, и вполне  реализуемая вахтовым методом. Остальное, как я уже сказал - дело техники, стандартов и нормативов, инноваций и подготовки кадров,

Тем не менее, и тут найду повод для критических замечаний, отходы птицеводства прекрасное сырье для производства аминокомплексов для фармацевтики, производства кормов и парфюмерии, но нет, их вывозят на свалки, и это в лучшем случае, в худшем - можно найти в ближайшем к предприятию овраге.

Причина - отраслевое недоразумение, никто толком не понимает, по чьему это ведомству проходят фармакология и парфюмерия, в результате, ни участие в госпрограммах, ни поддержки предпринимателей дерзнувших встать на этот тернистый путь. Ни, что уж и вовсе не кстати, налоговых льгот и преференций.


Да и по основным направления есть ещё куда расти, местный рынок молока - наполнен продукцией собственного производства на 15%, с выращиваем КРС ещё грустнее, с птицей и яйцом - повеселее,  со свиноводством уже много лучше, зато со звероводством совсем скверно.

Овощеводство тоже вызывает удивление, но это из-за краха оросительных систем и мелиорации, которая по недоразумению была отнесена к федеральному ведению. Хочется непрерывно ругаться по поводу промышленного садоводства и производству специй.

Про агротуризм, тоже хороших слов не находится, но тут уже дефект местных управленческих реформ, отсутствие внятных схем межведомственного управления и взаимодействия.

Так плюс, практически аннигилирует с минусом. Вроде бы и стабильно, но напрягает наличие "брешей" в вопросах организации, управления и реализации стратегии развития.



"Хотелось бы, чтобы с финансовым кризисом утряслось всё как можно быстрее. Даже восемь балов по шкале Рихтера и полукилометровый разлом по всей территории, на  совсем уж худой конец, могут и устроить" (с) Анекдот

Критики ведомства, постоянно упускают из вида, что у каждого ведомства есть свои "фишки", у одних - демография и скверная наследственность, у других последствия того, на что ссылались предыдущие ведомства, а вот у ведомства ответственного за территорию, урожаи и природу, одна надежда на ЧП и ЧС, и вот с последним, как раз проблем не бывает, не засуха, так обледенение, а то и  всё вместе сразу, но по очереди.

Я о том, что управление рисками, и страхование (хеджирование) рисков, деятельность называемая "риск-менеджментом", на самом деле, чуть ли не основной вид деятельности министерства. И вот извлечь доходы из совокупности всевозможных рисков, это действительно искусство.  Искусство маневрирования и дипломатии, предусмотрительности и прогнозирования, резервирования и планирования...

Поэтому даже хорошо аргументированная критика, нарывается на не менее аргументированный ответ: "А кто будет реализовывать? И кто будет отвечать?"

Поэтому указанные ранее недостатки, по части наполняемости бюджета, прежде всего происходят от недостатка квалифицированных кадров. Нет, желающих хоть отбавляй, а вот квалификации у них нет и не предвидится, поэтому и делается ставка на приглашенных инвесторов, зарубежное землячество и приглашенных специалистов из-за рубежа.

Получается, картина такова, уже известно - "Что делать?", понятно - "Как делать?", сложности возникают на этапе - "Кому делать?"

Общий анализ ситуации, как не смешно, достаточно убедительно демонстрирует, что кадровый провал в регионе буквально организован... министерством обороны России. Возврат в Ульяновск, бывших военных, был всегда хорошим кадром притоком специалистов с навыками, образованием и опытом, в разные годы возвращалось от 40 до 60%% выпускников военных ВУЗов, часть из которых предпочитала ехать жить в сельскую местность, компенсируя отток молодежи и миграционные процессы.

Решение сократить ещё и часть ВУЗов, могло бы создать такой отток населения, что его последствия были бы буквально катастрофическими для экономики региона. Правительство региона с трудом удержало ситуацию под контролем, доказывая, что как раз Ульяновской области остро не хватает специалистов с высшим образованием буквально во всех отраслях, включая сельские территории, точнее их в первую очередь.

Поэтому, минусы минусами, но принимать во внимание недавнее прошлое, приходится постоянно. К сожалению, это не делает минусы плюсами, и тут есть ещё над чем поработать и что придумать.

Вот такой, экономический аспект, от ранее проводимой политики: "после нас - хоть потоп", людей некомпетентных и недальновидных.

Нет, серьезно, закрытие училища тыла, лишило регион химиков, специалистов по ГСМ,  нефтегазовому и химическому оборудованию, включая технологов, но в первую очередь - эксплуатационников.

Танкового училища, разумеется - высококлассных механиков. Училище связи, специалистов по телекоммуникационному оборудованию и РЭС.

При этом, ВУЗы до настоящего времени не адаптировались к такой утрате, весьма специфической утрате, и дефицит кадров продолжает нарастать, инженерных в первую очередь.



"Региональная экономика развивается циклично: периоды, когда невидимая рука рынка устает рулить, сменяют времена, когда отчетлива видна совсем другая его часть тела."(с) из обмена мнениями

К счастью для ведомства, в его адрес перепадает в основном доброжелательная критика, хотя анонимные правдорубы и наемные информационные киллеры и пытаются делать свое черное дело, это мало влияет на результаты деятельности министерства "еды и дров". Оно так и продолжает заниматься инновационно-инвестиционным развитием сельских территорий и рациональным использованием природных ресурсов, при явном некомплекте специалистов, опираясь как раз на общественность и представителей бизнеса, особо не афишируя свой неофициальный краудсорсинг.

За что ведомство, по моей субъективной оценке, заслуживает большого плюса, а министр сразу двух плюсов, поскольку ему приходится брать на себя ответственность за выработанные решения и стратегии на "консилиумах" с общественниками и бизнесменами. Да, тут есть элементы риска, но этот риск и оправдан и отчасти от безысходности ситуации. Молодежь имеет массу желания и энтузиазма, но отсутствует опыта, при значительной утрате институтов наставничества и преемственности поколений специалистов. А вот имеющие опыт, уже дистанцировались от властных структур, по различным причинам, в основном, из-за занятости в совершенно иных сферах. И организовать взаимодействие этих слабо пересекающихся "вселенных"  рынка и экономических секторов, достаточно сложно, бизнесмены  и общественники тоже умеют хеджировать свои риски, в том числе и по части "приближенности к власти", что скорее минус для деятельности, чем плюс.

Всё это, как плюсы, так и минусы ведомства, привлекают внимание профессиональных сообществ и вводят в искушение и недоумение дилетантов, которые никак не могут понять, причин пристального внимания к ведомству со стороны прессы,  научного сообщества и иных профессиональных кругов.



"Первым эффективным менеджером был Христофор Колумб. Когда он отправился открывать кратчайший путь в Индию, он даже не понимая толком, куда направляется. Когда он чего-то достиг, то даже не знал, где находился. И все это он сделал на государственные средства, прилично на этом заработал и сделал неплохую карьеру. И долго вводил в заблуждение весь мир." (с) из просторов Интернета.

В современной экономической и социально-политической ситуации, что не менеджер в России, то - "Христофор Колумб", без вариантов. Западные модели не работают, не тот климат, дороги, размеры территорий и расстояния, и даже ментальность и та другая. Восточные способы, ещё хуже...

Поэтому нет ни готовых решений, ни схем, ни способов, приходится продвигаться эмпирическим путем, даже научные достижения, лишь дополнительный способ минимизации рисков, но не панацея.

Полного анализа деятельности ведомства не делаю, и задачи такой не ставил, достаточно обозначить контуры и наиболее проблемные моменты.

А теперь, замечу, что речь шла об одном из наиболее успешных министерств правительства Ульяновской области, по деятельности которого, можно в одном из аспектов говорить о деятельности губернатора (но, именно лишь по одному из аспектов, не в целом), и получается, при всех издержках и минусах, репутационный имидж губернатора скорее положительный, чем отрицательный...

Но есть и иные ведомства, о которых буду, как обещал, рассказывать поэтапно...

Критикам, замечу, что есть ещё и муниципалитеты, но это совсем иная история и сторона деятельности губернатора.

проблемы управления регионом, региональная политика, имхо, региональная экономика

Previous post Next post
Up