Блогами, социальными сетями и тому подобными достижениями технического прогресса пользуется уже столь большое число людей, что мало кого оставляют равнодушными вопросы речевого этикета в этой специфической сфере.
По меткому выражению директора Института лингвистики РГГУ Максима Кронгауза, здесь мы имеем дело с "письменным устным" языком.
По сути, возникла третья разновидность языка. Разумеется, эпистолярный жанр и жанр дневниковых записей сложились давным-давно. Их главная примета - сильный разговорный компонент - роднит такие тексты с электронными. Что в письме в конверте с маркой, что в фейсбучной переписке органичны фразы вроде "Мань, привет!".
Но есть и существенное отличие. Прежние почтовые послания были адресованы или одному человеку, или очень узкому кругу...
Нынешние же тексты рассчитаны на публичность, большую или меньшую, но все-таки публичность. Между тем язык таких сообщений как будто не подозревает об этом. Переходящая в фамильярность раскованность, жаргон, всяческая брань - все позаимствовано у живой устной речи. Чувство адресата размыто. То ли твой пост промелькнет никем не замеченным, то ли с ним ознакомится всего лишь десяток твоих друзей, то ли - многочисленные пользователи, о существовании которых ты даже не подозреваешь. При такой невнятности вроде бы и ни к чему церемониться...
Более того, зачастую авторы анонимны, скрыты за никами, то есть псевдонимами, и это еще добавляет ощущение безнаказанности.
На другом полюсе - тяга к качественному высказыванию. Да, легкая разговорная интонация сохраняется, да, ценится хорошая шутка - остроумная фраза мгновенно разлетается с помощью перепоста. Однако все это не мешает писать отменные по части вкуса тексты, где налицо игра разными слоями лексики. Грамотное соединение несоединимого - высший пилотаж устного высказывания. К примеру, комический эффект может достигаться за счет соседства простонародного словечка с ученой цитатой на латыни.
Было время, когда в интернет-переписке и речевой этикет, и тексты в целом существовали преимущественно по правилам "олбанского" языка. Его время прошло, им уже наигрались. Остались только отдельные реликты, вроде "пиши исчо" или "больше ада", и ничего нового тут больше не появляется. (
"Свобода")
ИМХО: Феномен блогов и блогописи, удручает некоторых журналистов, и только эпатажный Арама Габрелянов способен называть вещи своими именами: "
Интернет убил профессию среднего журналиста. Средними журналистами стали все, кто умеет тюкать по клавишам.", на самом деле, только хороший или очень хороший журналист способен стать рейтинговым и читаемым блогером, а вот средний журналист подобной конкуренции не выдерживает, посредственный же журналист неспособен войти даже в первую сотню блогеров региона, не говоря уж про государственный рейтинг. Он не интересен, ни читателям интернета, ни читателем газет и журналов, он содержанка на балансе государства.
Правда его снобизм, чванство не позволят никогда признать подобное положение вещей, он всерьез будет считать блогеров личными врагами, и указывать на нарушение формы изложения, стилистические и грамматические ошибки в текстах, на то, что блогеры не объективны и ведут изложение от первого лица, что не позволительно для журналиста не достигшего определенных высот, у блогеров мало ссылок на авторитетные суждения и мнения экспертов, и именно так он и будет рассказывать студентам если ему доведется преподавать журналистику, вводя в заблуждение окружающих.
Но, все гораздо проще, появились новые жанры, стили с способы изложения мысли, пусть пока ещё не отточенные и не совершенные, но новые, которые стали предметом пристального изучения филологов и лингвистов, подозревающих, что подобные метаморфозы - надолго, и они окажут влияние на развитие языка.
Тот же Арам Габрелянов, подчеркивает что реальную угрозу блогеры могут представлять лишь средним журналистам, но не публицистам, не тем журналистам уровень которых столь высок, что "
И они уже не журналисты, а писатели. Много ли вы знаете людей, которые напишут так, что волосы дыбом?"
Так ведь и блогеров, которые пишут прекрасные материалы, по пальцам перечесть. В настоящее время, блоги - неоэпистолярный жанр, и ещё появятся неоэпистолярные романы, первой ласточкой такой литературы следует видимо считать «Сердце Вольтера» Луиса Лопеса Ньевеса.
Поэтому, неоэпистолярный стиль блогеров не должен никого раздражать, как выразился Оскар Уайльд: «не стреляйте в пианиста - он играет, как умеет».
Так что, журналистика - журналистикой, а блогер и так "he'll be doing his best", но большего от него и ждать не следует.