Пекин: верховный суд повысил планку нелегальных доходов в делах о коррупции

Apr 19, 2016 14:35

Верховный суд Китая повысил планку нелегальных доходов в делах о взяточничестве, уделив особое внимание возможности применения смертной казни для тех, кто взял не по чину.

В разъяснениях верховного суда по вопросам назначения уголовных наказаний за коррупционные преступления определены размеры доходов, полученных обвиняемым "в хищении казенных средств или получении взяток", в зависимости от которых назначается мера наказания.

Трудно понять, каким путем вычислялись минимальные суммы в документе верховного суда, обнародованном 18 апреля, но в отчете Синьхуа отмечено, что последние изменения в уголовном законодательстве отражают инфляцию и возросшие запросы коррумпированных чиновников.

Верховный суд и верховная прокуратура разработали приложение к уголовному кодексу, чтобы показать, как суды должны рассматривать коррупционные дела госслужащих высшего и низшего уровня ("тигров" и "мух").

Поправки в уголовный кодекс, внесенные в конце 2015 года, заменили прежние стандарты, обозначавшиеся конкретными суммами, менее строгими. Теперь в уголовном кодексе говорится о "значительном размере", "крупном размере" и "особо крупном размере" нелегальных доходов.

Документ верховного суда устанавливает, что минимальный "значительный размер" равен 30 тысячам юаней, "крупный размер" отсчитывается от 200 тысяч до 3 млн юаней, "особо крупный размер" начинается с 3 млн юаней.

Если общая сумма незаконных доходов превышает 3 млн юаней, дело считается "чрезвычайно серьезным"или "оказавшим крайне негативное воздействие" на массы. В таком случае суд может вынести смертный приговор.

В уголовном кодексе 1997 года смертный приговор предполагала сумма в 100 тысяч юаней. Минимальная сумма уголовного преступления в виде получения взяток составляла 5 тысяч юаней.

По новым правилам смертный приговор может быть вынесен обвиняемые в "особо серьезном" взяточничестве на сумму между 1,5 млн и 3 млн юаней, включая присвоение средств, выделенных на ликвидацию последствий стихийных бедствий, присвоение средств на нелегальную деятельность или отказ выдать подпольные фонды.

Смертный приговор может быть вынесен с отсрочкой на два года, если имеются смягчающие обстоятельства, подчеркивается в заметке русской службы госагентства. В частности, суды проявляют снисхождение при наличии "активного сотрудничества со следствием", что характерно для дел высокопоставленных чиновников.

В тех случаях, когда смертная казнь "считается чрезвычайно жестоким наказанием, подсудимые могут получить пожизненное заключение без права сокращения срока отбывания наказания или условно-досрочного освобождения".

Судья верховного суда Пэй Сяньдин (Pei Xianding) сказал в интервью Синьхуа, что судебные органы будут выносить смертные приговоры "разумным образом".

С целью ужесточения наказания "утвержден уровень штрафов, который гораздо выше, чем за другие виды преступления, и предусмотрена конфискация всех денежных средств или иного имущества, добытого преступным путем".

Если сумма незаконных доходов меньше 30 тысяч, но присутствует громкий скандал, уголовное дело о взяточничестве позволяет утихомирить возмущение общественности. Суд может счесть "сравнительно серьезным" дело обвиняемого в присвоении средств или получении взяток на 10 тысяч юаней.

В документе разъясняется позиция суда в отношении родственников и секретарей обвиняемого, а также пожертвований на благотворительность. Если чиновник знал о том, что какая-то "интересующая персона", то есть член семьи или помощник из ближнего круга, получила взятку, но не сообщил об этом и не вернул деньги, данный чиновник рассматривается как соучастник преступления. Пожертвование "грязных денег" благотворительным организациям или использование для общественной пользы не снижает тяжесть преступления.

В документе также расширен перечень того, что может быть обозначено как взятка, включая прощение долга третьим лицам. Если госслужащий принимает подарки, могущие повлиять на исполнение им должностных обязанностей, это рассматривается как взяточничество, пусть взяточник ничего подобного и не просил.

Тема смертной казни за взяточничество обычно используется в попытках укрепить персональный культ "нацлидера". Пропаганда разыгрывает карту беспощадной борьбы, по завершении которой непременно настанет "возрождение китайской нации". Генсек Си Цзиньпин (習近平) проводит шумную кампанию по борьбе со взяточничеством, но она не прибавила ему популярности. Рядовым гражданам не так уж важно, взял какой-то чиновник три миллиона юаней или на сотню меньше, поскольку в освободившееся кресло садится партиец, сделавший карьеру в той же пирамиде.

Однако расстрелы высокопоставленных чиновников запустят цепную реакцию, нацеленную против всей партийной верхушки. В феврале 2015-го был казнен сычуаньский магнат Лю Хань (劉漢), которого обвинили в "создании преступной группировки мафиозного толка". В других случаях смертная казнь не осуществлялась.

По делу о взятках в размере 60 млн юаней министр железных дорог Ли Чжицзюнь (劉志軍) в 2013 году был приговорен к смертной казни с отсрочкой. Но в 2015-м казнь заменили пожизненным заключением. Впрочем, он оказался под внутрипартийным следствием еще при прежнем генсеке Ху Цзиньтао.

Бывший член политбюро Чжоу Юнкан (周永康), курировавший систему внутренней госбезопасности, осужден в мае 2015-го на пожизненное заключение. В постановлении суда говорилось о взятках на сумму 129,77 млн юаней.

Партийная верхушка сохраняет смертную казнь лишь для устрашения "народных масс". Как отмечается в последнем докладе Amnesty International, Китай по числу смертных приговоров остается мировым лидером, но статистические данные в этой сфере по-прежнему относятся к государственной тайне.

коррупция, смертная казнь, Китай

Previous post Next post
Up