По сообщению Синьхуа, в понедельник, 9 февраля, после утверждения верховным судом Китая "приведен в исполнение смертный приговор в отношении пяти членов преступной группировки мафиозного характера".
Лю Хань (劉漢) и его младший брат Ли Юн (劉勇), известный так же, как Лю Вэй (劉維), и еще 34 обвиняемых были признаны виновными в организации, руководстве или участии в деятельности группировки, а также в убийстве в мае 2014 года. Пятеро обвиняемых были приговорены к смертной казни, пятеро к смертной казни с двухлетней отсрочкой, четверо к пожизненному заключению, еще 22 к различным срокам тюремного заключения.
С 1993 года Лю Хань и Лю Вэй, и еще трое подсудимых создали преступную группировку мафиозного толка на основе легальной компании Hanlong Group ("Ханьлун"). Как говорится в заметке русской службы Синьхуа, "данная группировка, совершившая серию организованных преступлений, включая умышленное убийство и нападение, незаконное задержание, шантаж, незаконное хранение оружия и боеприпасов, а также банковские махинации, в городах Гуанхань, Мяньян и Шифан провинции Сычуань, причинила огромный ущерб социальному и экономическому порядку в вышеназванных районах".
23 мая 2014 года Лю Хань, Лю Вэй, Тан Сяньбин, Чжан Дунхуа и Тянь Сяньвэй - в постановлении они обозначены как "главари крупнейшей мафиозной группировки" -
были приговорены судом средней ступени города Сяньнин в качестве суда первой инстанции по обвинению в создании и участии в преступной организации, совершении умышленных убийств и других преступлений к смертной казни.
Представители прокуратуры нарисовали мрачную картину, в соответствии с которой 48-летний Лю Хань был признан виновным в 13 преступлениях, включая умышленное убийство, организацию азартных игр, руководство мафиозной группировкой и торговлю оружием. Группировка владела парком из нескольких сотен машин, включая "Роллс-Ройсы", "Бентли" и "Феррари", и пользовалась "крышей" в прокуратуре и милиции, устраивая для офицеров вечеринки с наркотиками. При обысках у членов группировки были изъяты три армейские ручные гранаты, полдесятка пулеметов, боеприпасы и ножи.
7 августа 2014 года суд верхней ступени провинции Хубэй отверг апелляцию обвиняемых и объявил о решении оставить смертный приговор в силе.
Профессор по международным связям в City University Гонконга Джозеф Чэн (Joseph Cheng) считает, что опубликованное теперь уведомление об исполнении смертного приговора должно подтвердить стремление генсека Си Цзиньпина (習近平) преследовать в рамках кампании по борьбе с коррупцией “больших тигров”. “Казнь чрезвычайно богатого магната является очень значительной в глазах китайского народа, -
цитирует его VOA. - В последние годы люди в Китае поверили, что богатые магнаты могут купить себе массу влияния”.
Вслед за его казнью Синьхуа опубликовало подробное описание восхождения Лю Ханя к власти, которое подкреплялось коррупцией, взятками и убийствами. Девять человек нашли свою смерть от рук его наемников, причем пятеро из них были застрелены.
Однако расследование в отношении Лю Ханя и его брата оставляет множество неразрешенных вопросов, считает Вильям Ни (William Nee) из Amnesty International. “По-моему, здесь есть причины для обеспокоенности. Лю Вэй заявил в суде, что подвергался пыткам во время допросов и что его избивали ежедневно. Так что по китайскому законодательству, по уголовному кодексу, любое свидетельство, полученное под пытками, должно быть исключено, - отмечает он. - Но в данном деле, похоже, это не имело значения".
Вновь возникают вопросы относительно приемов внутрипартийного следствия, когда чиновники помещаются в условия шуангуй, продолжает Вильям Ни. Они лишены контактов с родственниками и друзьями, не имеют доступа к законной защите, и нередко подвергаются пыткам. “Основную озабоченность представляет тот факт, что множество людей попадают под следствие за рамками формальной системы уголовного правосудия, так как одной из ключевых составляющих справедливого процесса является наличие соответствующего юридического представительства”, - напоминает он.
Как пишет журнал Caixin, ни одна из целей кампании по борьбе с коррупцией не обеспечена защитой верховенства закона. Китайский журнал отмечает, что Лю Хань и Чжоу Бинь, сын шефа внутренней госбезопасности Чжоу Юнкана, осуществляли совместные бизнес-сделки. Это означает, что от процесса над бывшим могущественным членом политбюро нас отделяет буквально один шаг.