Депортация уйгуров из Таиланда в Китай вызвала протесты в Турции и осуждение правозащитников

Jul 12, 2015 14:04

Депортация уйгуров из Таиланда в Китай вызвала осуждение международного сообщества и стала очередным свидетельством давления Пекина на соседние страны.

Поздно вечером 9 июля более ста уйгурских мусульман были свезены на военную базу из центров временного содержания мигрантов в Бангкоке. Сопротивлявшихся мужчин силой заставили подняться на борт самолета. Женщины умоляли не возвращать их в страну, где многим угрожают преследования.

Таиланд получил заверения китайских чиновников, что “их безопасность гарантирована”, попытался оправдать депортацию заместитель спикера правительства Верачон Сукхонтхапатипак (Weerachon Sukhondhapatipak). “Принять такое решение было трудно, - сказал он. - Не так, как будто Китай вдруг потребовал уйгуров и мы их отдали. Китай требовал выслать всех уйгурских мусульман из Таиланда, но мы сказали, что не можем сделать этого”.

По его словам, эта группа из 109 уйгуров находилась в Таиланде больше года вместе с другими, которые объявили себя турками. Прежде чем депортировать, чиновникам понадобилось “определить” их национальную принадлежность.

В течение последнего месяца свыше 170 уйгуров были идентифицированы как турецкие граждане и отправлены из Таиланда в Турцию, тогда как около 100 были возвращены в Китай, добавил полковник Верачон. Еще 50 ожидают, пока проверят их гражданство.

Премьер-министр Прают Чан-Оча (Prayuth Chan-ocha) заявил, что это дело не проблема Таиланда, выступающего в качестве третьей страны, и в месте, куда высланы уйгуры (он не назвал Китай), с ними должны разобраться в соответствии со своей системой правосудия. “Спрашивается, если бы мы не поступили таким образом, то что нам следовало делать? Или вы хотите, чтобы мы держали их годами, пока у них не появятся дети в трех поколениях?”, - распалился генерал перед журналистами в Бангкоке.

“Таиланд и Турция не являются соперниками и мы не хотим ломать торговлю и коммерцию с Турцией, - добавил он. - В то же время мы не хотим ломать отношения между Китаем и Таиландом”.

Как подтвердил пропагандистский таблоид Global Times, из Таиланда под конвоем “успешно репатриированы” более ста человек, в основном из Синьцзяна, которые являются “нелегальными мигрантами” или членами банд, занимающихся трафикингом. “Многие из них планировали добраться до Турции через страны Юго-Восточной Азии, а затем направиться в Сирию и Ирак для участия в джихаде”, говорится в заметке. По заявлению министерства общественной безопасности, 13 из 109 репатриированных покинули Китай после того, как были вовлечены в "террористическую деятельность".

На брифинге в Пекине официальный представитель министерства иностранных дел Хуа Чуньин (華春瑩) заявила, что Китай предпримет меры против тех, кто подозревается в нарушении закона. Она также отметила, что 173 уйгура, которых Турция на днях приняла из Таиланда, выехали из Китая нелегально.

Госдепартамент США осудил депортацию уйгуров, подчеркнув, что в Китае "они столкнутся с жестоким обращением". Это заявление “является политически предвзятым, потворствует нелегальной миграции и незаконному пересечению границ, а также нарушает соответствующие международные договоры и законы”, ответила Хуа Чуньин 11 июля. "Китай выражает резкое недовольство и решительный протест в отношении этого", цитирует ее комментарий русская служба Синьхуа.

Министерство иностранных дел Турции указывает, что депортация в Китай была осуществлена вопреки “многочисленным инициативам”, имевшим целью предотвратить этот акт. В заявлении говорится, что турецкая сторона продолжит следить за судьбой этих 115 уйгуров.

В июне Турция предложила убежище уйгурам, бежавшим в Таиланд, выдав им турецкие паспорта. Пекин в ответ обвинил Анкару во вмешательстве в свои внутренние дела.

Верховный комиссар ООН по делам беженцев (UNHCR) заявил, что “шокирован” и рассматривает действия Таиланда как “вопиющее нарушение международного права”. Помощник комиссара Волкер Тюрк (Volker Turk) обратился к правительству Таиланда с настоятельным призывом провести расследование этого случая и “соблюдать свои фундаментальные международные обязательства”.

11 июля Европейский союз назвал эту депортацию нарушением основных принципов международного гуманитарного права.

“Таиланд должен показать ясно, что в дальнейшем не допустит нарушения международного законодательства, объявив мораторий на новые депортации тюрков в Китай”, - заявила директор по Китаю в Human Rights Watch Софи Ричардсон (Sophie Richardson).

Всемирный уйгурский конгресс (WUC) в Мюнхене еще 8 июля предупредил о готовящейся депортации, отметив, что в закрытой судебной системе Китая репатриированных ожидают обвинения и суровые приговоры, вплоть до смертной казни. В Турции сразу же вспыхнули выступления протеста. Протестующие снесли заграждения перед зданием почетного консульства Таиланда в Стамбуле, разбили окна и ворвались внутрь. 9 июля полиция применила слезоточивый газ для разгона демонстрантов у китайского посольства в Анкаре. 10 июля Таиланд закрыл посольство в Анкаре и консульство в Стамбуле.

Президент Реджеп Тайип Эрдоган отстаивает позицию Турции, предоставившей гражданство тысячам уйгуров, которые были вынуждены покинуть родину. Он подчеркивает: "Наша дверь всегда открыта для тех, кто бежит от смерти". Он планирует поднять вопрос о положении уйгурского меньшинства в ходе поездки в Пекин в конце июля.

Турция, Таиланд, уйгуры, Китай

Previous post Next post
Up