Бывшему шефу внутренней госбезопасности Китая формально предъявлены обвинения

Apr 04, 2015 03:15

Верховная народная прокуратура предъявила бывшему шефу внутренней госбезопасности Чжоу Юнкану (周永康) обвинения во взяточничестве, злоупотреблении властью и умышленном разглашении государственной тайны.

Как сообщает Синьхуа, обвинительное заключение было передано 3 апреля отделением №1 Тяньцзиньской городской прокуратуры в Тяньцзиньский городской суд №1.

Русская служба госагентства свела эту важную новость к одному предложению, хотя и упоминает, что обвинение выдвинуто против бывшего члена постоянного комитета правящего политбюро. Вплоть до 2012-го Чжоу Юнкан входил в девятку самых влиятельных партийных бонз, но теперь лишился всего.

73-летний Чжоу Юнкан занимал посты заместителя гендиректора нефтегазовой корпорации CNPC (中國石油天然氣), партбосса провинции Сычуань, министра общественной безопасности, а также секретаря политико-юридической комиссии центрального комитета компартии.

Чжоу Юнкан “использовал служебное положение в интересах третьих лиц”, “незаконно присваивал огромные средства других людей”, “превышал полномочия” и “причинил большой ущерб общественному имуществу, интересам государства и народа”, говорится в обвинительном заключении. Его действия произвели “скверное воздействие на общество” и носили “особо серьезный” характер, приводит стандартные формулировки Синьхуа.

В заключении упоминается, что Чжоу Юнкан был проинформирован о своих правах в процессе, работники верховной прокуратуры допросили его и заслушали оценки его адвокатов. Но в документе нет ни слова о его местонахождении после того, как 1 октября 2013-го он в последний раз появился на публичном мероприятии в Китайском университете нефти. В декабре 2013-го стало известно, что Чжоу Юнкан находится под "надзором по месту жительства" в рамках расследования дела о коррупции.

Решение запустить беспрецедентную проверку в отношении Чжоу Юнкана было принято на ежегодном закрытом совещании партбоссов, прошедшем в августе 2013-го на курорте Бэйдайхэ в провинции Хэбэй. Только 29 июля 2014-го Синьхуа официально сообщает, что центральная комиссия по проверке дисциплины "в соответствии с уставом компартии и положениями о порядке разбора дел органами по проверке дисциплины проведет расследование в отношении Чжоу Юнкана". Он обвиняется в ряде серьезных нарушений “партийной и организационной дисциплины и секретности”, включая "обмен власти и денег на секс", говорится в заметке госагентства от 6 декабря.

Обычно центральная комиссия по проверке дисциплины сразу начинает внутреннее расследование, однако до этого делом Чжоу Юнкана могла заниматься специальная следственная группа из сотрудников общественной безопасности. Так или иначе, работники верховной прокуратуры допрашивали его по заранее подготовленным обвинениям.

В марте председатель верховного суда Чжоу Цян (Zhou Qiang) заявил, что Чжоу Юнкан - один из 28 чиновников, обвиненных во взяточничестве, которым предстоит “открытый процесс в соответствии с законом”.

И если намечено вынести смертный приговор, то процесс должен широко освещаться в материковой прессе. Партийная пропаганда будет подчеркивать, что в рамках кампании по борьбе с коррупцией, которую объявил генсек Си Цзиньпин (習近平), чиновникам высокого уровня ("тиграм" в партийном новоязе) не избежать сурового наказания.

Обвинение в разглашении государственной тайны, в отличие от передачи секретов иностранным организациям или отдельным лицам, сулит не более семи лет тюрьмы.

Адвокат Чжан Сичжи (張思之), защищавший Цзян Цин (江青), вдову Мао Цзэдуна (毛澤東), полагает, что показательный процесс откроется в ближайшее время. “Суд может начаться очень скоро, в течение месяца или около того, - приводит его мнение Reuters. - Правительство будет питать надежду, что такой процесс для него будет способствовать усилиям по продвижению верховенства закона”.

Правовед из Пекинского университета Чжан Цяньфань (Zhang Qianfan) считает, что Чжоу Юнкан вряд ли будет приговорен к смертной казни. "Более вероятно, что суд даст ему смертный приговор с отсрочкой или пожизненное заключение, - цитирует его South China Morning Post. - [Тем не менее] нам придется подождать, пока суд рассмотрит, насколько велика денежная сумма в деле, и составляет ли это преступление, подлежащее смертной казни".

Чжоу Юнкан, Китай

Previous post Next post
Up