Бывший куратор органов безопасности материкового Китая Чжоу Юнкан (周永康), один из самых могущественных партаппаратчиков последнего десятилетия, сам находится под внутрипартийным следствием по делу о коррупции. Это означает, что через некоторое время он может быть формально арестован.
По
сведениям South China Morning Post, партийные бонзы, занимающие и занимавшие верхние ступени пирамиды власти, одобрили этот шаг в начале августа на закрытом ежегодном партийном совещании на курорте Бэйдайхэ в провинции Хэбэй. Ссылаясь на источники, “знакомые с образом мысли руководства”, гонконгская газета пишет, что председатель Си Цзиньпин и его окружение намерены использовать это дело, чтобы гальванизировать свою кампанию по борьбе со взяточничеством.
Источники отмечают, что партийные лидеры пришли к такому решению, столкнувшись с растущим недовольством внутри партии по поводу коррупции и огромного состояния, которым владеет семья Чжоу Юнкана. Си Цзиньпин приказал чиновникам, отвечающим за это дело, "добраться до самого дна".
26 августа в городе Цзинань, столице провинции Шаньдун, бывший партбосс Чунцина Бо Силай (薄熙來) произнес последнее слово на
процессе по обвинению во взяточничестве, присвоении бюджетных средств и превышении власти. Дата оглашения вердикта еще не назначена, но уже ясно, что он будет показательным.
Затеяв следствие в отношении Чжоу Юнкана, который стоит в структуре власти на ступеньку выше, чем Бо Силай, Си Цзиньпин стремится добыть самый большой скальп в кампании против взяточничества, отмечает гонконгская газета.
Комментарии о том, что Чжоу Юнкан, в то время секретарь политико-юридической комиссии компартии, оказался в зыбком положении в связи с отставкой “красного” партбосса Чунцина,
начали появляться еще в марте 2012-го. В частности, газета китайских эмигрантов Великая Эпоха, выходящая также на русском языке,
высказывала предположения о его скором смещении, подчеркивая, что он открыто поддержал Бо Силая вопреки позиции остальных членов политбюро.
В ноябре Чжоу Юнкан покинул свой партийный пост в ходе запланированной ротации на съезде, а в декабре рассуждения о его возможном падении получили определенное подкрепление. Тогда начались задержания кадровых сотрудников и бизнесменов в богатой энергоресурсами провинции Сычуань, где Чжоу Юнкан с 1999 по 2002 годы занимал пост партбосса. Первым из высокопоставленных чиновников под расследование за нарушения партийной дисциплины попал Ли Чуньчэн (李春城), ранее бывший в этой провинции заместителем партсекретаря. В июне
был задержан бывший зампредседателя правительства провинции Го Юнсян (郭永祥), в свое время секретарь Чжоу Юнкана.
На днях объявлено о тщательной проверке деятельности Китайской национальной нефтегазовой корпорации (CNPC), в которую Чжоу Юнкан в начале 1990-х пришел старшим управляющим. 26 августа Синьхуа сообщило, что заместитель генерального директора CNPC Ван Юнчунь (Wang Yongchun) попал под расследование в связи с "крупными нарушениями партийной дисциплины". Немногим позже стало известно, что еще трое топ-менеджеров корпорации находятся под внутрипартийным следствием в Пекине.
Скорее всего, новая проверка сосредоточится как раз на периоде пребывания Чжоу Юнкана в провинции Сычуань и в CNPC. В частности, отмечают источники гонконгской газеты, следователи изучат, насколько Чжоу Юнкан и его семья обогатились за счет многочисленных сделок с нефтяными месторождениями и недвижимостью, которые организовали его сын Чжоу Бинь (Zhou Bin) и прочие соратники.
Пока рано говорить, предстанет ли Чжоу Юнкан перед судом на глазах общественности или дело замнут где-то в недрах центральной комиссии по проверке партийной дисциплины. Обычно милицейские следователи получают доступ к делам высокопоставленных аппаратчиков только тогда, когда обвинение уже утверждено во внутрипартийной системе. К тому же Чжоу Юнкан в течение 10 лет, начиная с 2002-го года, контролировал все судебные и правоохранительные органы.
И конечно же, в силу того, что дело Чжоу Юнкана потрясет авторитет партийной верхушки, о расследовании вряд ли объявят публично до открытия 3-го пленума центрального комитета в ноябре.
Впрочем, источники отмечают, что падение Чжоу Юнкана не должно вызывать какой-то межфракционной войны в партии. Бывший генсек Цзян Цзэминь, курировавший его карьеру, обещал полную поддержку решению Си Цзиньпина. Подобным же образом Цзян Цзэминь сдал своего другого соратника - это был уже осужденный партбосс Шанхая Чэнь Лянъюй, - когда предоставил конкретные свидетельства против него. Сообщалось, что до марта 2012-го Чжоу Юнкан вел закулисную работу с тем, чтобы Бо Силай стал его преемником, но потом за него никто не вступился.
Чжоу Юнкан был замечен на публичных мероприятиях и после отставки. Еще 28 августа его имя упоминалось среди других высших государственных деятелей, возложивших венки на похоронах известного ученого. В июле пекинская пресса освещала его визит в альма-матер - школу средней ступени Сучжоу в провинции Цзянсу. Однако то, что заметка вышла через два месяца после самого визита, лишь подогрело сомнения по поводу его положения. Возможно, это было его последнее появление на публике, отмечает гонконгская газета.
Чжоу Юнкан в школе средней ступени Сучжоу