Монголия: мумифицированное тело буддийского монаха возвратят на прежнее место

Feb 24, 2015 00:45

Обнаруженную в Монголии почти идеально сохранившуюся мумию буддийского монаха, родившегося около двухсот лет назад, возвратят на прежнее место.

Тело, по-прежнему сидящее в позе лотоса, было найдено 27 января в столице страны Улан-Баторе, куда его вывез из отдаленного аймака похититель, намеревавшийся продать реликвию.

Останки принадлежат монаху по имени Санжжав, жившему с 1822 по 1905 годы, убежден Ганхуугийн Пурэвбат, известный монгольский искусствовед и лама, занятый в изучении личности найденной мумии, а также ее долговременного сохранения.

По словам Пурэвбата, усопший монах был учеником Гэсэр Ламы, почитаемой фигуры монгольского буддизма, жившего с 1811 по 1894 годы.

"Он сохранился очень хорошо, очень прекрасно", - сказал Пурэвбат в интервью AFP из монастыря Ulzii Badruulagch, расположенного в заснеженных горах аймака Туве примерно в 90 минутах езды от Улан-Батора. Пурэвбат возглавляет этот монастырь.

"Как только они закончат чистку, будут видны какие-то реальные черты", - говорит он, добавляя, что в теле мумии скопились пыль и земля и теперь ее осторожно готовят к возвращению в первоначальное место.

Мумифицированные священные фигуры являются для монгольского буддизма жизненно важной духовной силой, ведь некоторые считают, что верховные ламы, чьи тела сохранились, на самом деле не мертвы. "Мы верим, что они живы, а значит, мы верим, что они живые боги", - сказал Пурэвбат в интервью AFP.

На фотографиях, опубликованных после обнаружения, видна истончившаяся и запыленная фигура, сидящая со скрещенными ногами, одна ладонь слегка повернута к голове, а верхняя часть тела наклонена вперед.

Просьбы AFP взглянуть на мумию, которая в настоящее время находится в руках офциальных экспертов по судебной медицине в Улан-Баторе, столкнулись с твердым отказом. Пурэвбат ссылается на необходимость завершить исследование и тщательно очистить мумию перед тем, как показать ее публике.

Ведущий специалист по буддизму в британском университете Манчестера Джонатан Майр (Jonathan Mair) говорит, что сохранение телесных реликвий восходит к самому Будде. "В тибетском буддизме (который практикуется в Монголии) преднамеренное сохранение тел важных религиозных учителей является общепринятым", написал он в e-mail для AFP. "Тело усвживают в позе лотоса, как в данном случае, прежде чем положить в соль или другие сохраняющие вещества на период в несколько лет", а в конце концов эксгумировать и поместить в ступу.

Обстоятельства мумификации Санжжава пока неясны и могут выявиться после того, как завершится идущее сейчас исследование. Впрочем, Майр указывает как на возможный фактор климатические условия страны. "Монголия имеет очень сухой климат и представляется возможным, что это и повлияло на сохранение тела в данном случае", - говорит он.

"Также бывали случаи попыток, и иногда успешных, самомумификации, когда тело подготавливается путем трудного процесса, включающего голодание и кульминирующего в медитации до смерти", - добавляет Майр. "Это хорошо документировано в китайском и особенно в японском буддизме, и предполагается, что это также практиковалось тибетскими буддистами".

Буддисты в Монголии подвергались суровым преследованиям большую часть 20 века, когда страна была сателлитом советского лагеря. Репрессии, указывает Пурэвбат, включали разрушение многочисленных ступ, храмов и монастырей, а также убийство 24 тысяч лам в 1930-х. Он собрал снимки костей и черепов казненных лам - в некоторых есть пулевые отверстия.

Девятый Богдо Джецун Дамба, глава буддистов Монголии, родившийся в Тибете, которому пришлось провести большую часть жизни за пределами своей страны в Индии, умер в мае 2012 года и должен быть мумифицирован в монастыре Гандан в Улан-Баторе.

Первоначальные места, где хранились останки Санжжава и Гэсэр Ламы, это две небольшие ступы, расположенные на расстоянии в три-четыре километра в горах Содномдаржаа в аймаке Архангай. В конечном счете тело Санжжава будет возвращено на прежнее место, хотя планируется сделать более безопасную структуру, чтобы избежать повторной кражи, и также построить небольшой храм, где можно будет читать молитвы, говорит Пурэвбат.

По его словам, когда мумия Санжжава была похищена, останки Гэсэр Ламы не были забраны, потому что "его защищает его энергия". "Просто какой-то человек с улицы не может притронуться к нему, потому что он очень могуч, - поясняет Пурэвбат. - Никто не может коснуться его".

буддизм, Монголия

Previous post Next post
Up