Amnesty International: ликвидация системы лаoцзяо может оказаться лишь косметической переменой

Dec 19, 2013 03:39

Давно ожидавшаяся ликвидация системы “перевоспитания через труд” (劳教) может оказаться не более чем косметической переменой, пока наличествуют репрессии в других формах, заявила 17 декабря влиятельная правозащитная организация Amnesty International.

Правозащитники, сторонники демократии, разоблачители преступлений (whistle-blowers) и другие политические активисты все чаще подвергаются произвольному лишению свободы в уголовных изоляторах, “черных тюрьмах” и центрах краткосрочного административного задержания, а также путем недобровольного исчезновения, говорится в новом докладе международной организации.

Созданная маоистским режимом гулаговская система трудовых лагерей (лаоцзяо) была первоначально ориентирована на скоропалительную зачистку от "контрреволюционеров" и “классовых врагов”. В 1957-м, после краха сталинистского культа в советской пропаганде, госсовет КНР принял специальный акт, в котором говорилось, что в лагерях вместо “пустого ожидания” конца срока вводится исправление умов в духе “новой рабочей нравственности”.

В соответствии с этой задачей от заключенных "исправительно-трудовых лагерей" требуется помимо изнурительной работы показывать “реформирование мысли”. Поскольку с 2009 года система лаоцзяо целенаправленно применяется для лишения свободы граждан, подающих жалобы против чиновников и несогласных с политикой партии, надзиратели нередко прибегают к пыткам и издевательствам, чтобы получить письменные "признания".

После громких скандалов на общенациональном совещании по вопросам политико-правовой работы, завершившемся 8 января в Пекине, была объявлена реформа системы лаоцзяо. 15 ноября 3-й пленум компартии постановил, что “будет ликвидирована система наказаний в виде исправительных работ, будет совершенствоваться законодательство, касающееся наказаний и исправления лиц, совершивших преступные деяния, будет укрепляться система исправления преступников за счет общественного воздействия”.

Охарактеризовав упразднение лаоцзяо как "шаг в правильном направлении", эксперт Amnesty International по Китаю Коринна-Барбара Франсис (Corinna-Barbara Francis) критически продолжила: "Однако сейчас создается впечатление, что это могут быть лишь формальные изменения с целью отвлечь общественный протест от жестокой системы, где были распространены пытки".

“Очевидно, что соответствующие принципы наказания людей за их политическую деятельность или религиозные убеждения остались без изменений, - добавила она. - Насилие и пытки не прекратились, просто они приняли новую форму”.

Ряд исправительно-трудовых лагерей в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, провинциях Сычуань, Цзилинь и других были переименованы в центры лечения наркоманов, но “реабилитации там совсем немного”. Эти центры применяются также для наказания политических и религиозных диссидентов, “вне зависимости от того, есть ли какие-то доказательства, что они являются наркозависимыми”. По словам бывших узников, эти нарколагеря, где человек может содержаться без суда “в условиях тяжелого подневольного труда и жестокого обращения” в течение двух лет, а то и более, “практически не отличаются” от учреждений лаоцзяо.

“Многие положения и меры, в результате которых частные лица несут наказание за мирное использование своих прав в лагерях перевоспитания через труд, в основе своей не изменились - скорее, наоборот”, отмечает Amnesty International.

Чиновники на местах стали шире применять отправку в "центры промывания мозгов", официально называемые "курсами правового перевоспитания". Эти учреждения в первую очередь предназначены для того, чтобы заставлять тех, кто практикует “Фалуньгун”, отказаться от своих убеждений, часто при помощи пыток и других форм жестокого обращения.

Также чаще встречаются “черные тюрьмы”, как принято называть старые гостиницы, заброшенные дома, или центры помощи в чрезвычайных ситуациях, куда отправляют людей, пытающихся подать петиции в адрес центрального правительства. Для содержания под стражей в этих "подпольных" местах в материковом законодательстве не имеется никаких законных оснований. Чиновники обычно скрывают их существование, а значит, потенциальный риск нарушения прав узников здесь даже больше, чем в системе лаоцзяо.

Доклад Amnesty International основан на 60 интервью, записанных в течение последних пяти лет с бывшими узниками трудовых лагерей, их родственниками, адвокатами. Установлено, что большинство заключенных “подвергалось пыткам и иному скверному обращению в период пребывания под стражей”.

52-летняя Чжан Ляньин (Zhang Lianying) трижды попадала в исправительно-трудовой лагерь за нежелание отказаться от практики духовного совершенствования "Фалуньгун". В заслужившем мрачную известность лагере "Масаньцзя" ее более двадцати раз подвергали пытке "растягиванием", которая всякий раз продолжалась несколько дней. Ее мучили холодом, голодом, жаждой, лишением сна и посещения туалета.

Избиения начались сразу после прибытия в лагерь, расположенный неподалеку от Шэньяна, столицы провинции Ляонин. "Охранник снова и снова бил меня по лицу наручниками и кулаками. Они силой раскрыли мне рот и стали бить меня по губам и зубам металлической поварешкой. Кровь хлынула у меня изо рта. Охранник и охранница схватили меня волосы и били головой по стене и столу", - рассказала она Amnesty International.

По свидетельству других бывших узников, в лагерях применяются психологические пытки. Надзиратели говорят заключенным, что они сами виновны в распаде семей, угрожают преследованием родственников и не разрешали свиданий с близкими, пока не добьются "признаний". Некоторых заключенных принуждают наказывать других за дисциплинарные нарушения и "перевоспитывать" их.

По данным ООН, в 2009 году в исправительно-трудовых лагерях Китая содержалось 190 тысяч человек. Как сообщалось в репортаже гостелевидения CCTV, в стране 310 таких учреждений, в которых насчитывается 310 тысяч узников и 100 тысяч сотрудников.

"Теперь многие из тех, кто провел годы в исправительно-трудовых лагерях, напрямую попадают в ‘черные тюрьмы’, ‘центры промывания мозгов’ или центры реабилитации наркоманов только потому, что не хотят отказаться от своих прав или взглядов", - заявила Коринна-Барбара Франсис.

"Китайские власти должны немедленно положить конец всем формам незаконного заключения под стражу и проследить за тем, чтобы законы, обеспечивающие права заключенных, были приведены в соответствие с международными нормами. Необходимо провести фундаментальные изменения в политическом курсе, который по своей сути репрессивен и лишает узников большинства основных прав. Пока не изменится, китайские власти будут легко находить новые способы наказывать тех, кого они считают угрозой", - добавила она.

Как сообщило 16 декабря Синьхуа, постоянный комитет всекитайского собрания народных представителей, формально утверждающий решения партийной верхушки, должен на днях рассмотреть вопрос о преобразовании учреждений лаоцзяо.


Женский лагерь "Масаньцзя", провинция Ляонин

Ликвидация лаоцзяо в материковом Китае вызывает обеспокоенность по поводу новых программ
Бывшие узницы женского лагеря в провинции Ляонин подтверждают факты применения пыток
Материковый журнал опубликовал разоблачительный репортаж о женском трудовом лагере

права человека, лаоцзяо, Китай

Previous post Next post
Up