Престарелый житель провинции Чжэцзян осужден за соучастие в убийстве, имевшем место еще в 1967-м, через год после начала “культурной революции”, на десятилетие парализовавшей общественно-политическую жизнь Китая.
81-летний Цю Жижэнь (Qiu Riren) приговорен 29 марта в городе Жуйань (Rui’an) к трем с половиной годам тюрьмы,
заявил 3 апреля представитель выездного суда.
Однодневный процесс по обвинению в преднамеренном убийстве врача прошел 18 февраля в доме подсудимого. Как говорилось в коротком сообщении государственного агентства CNS, будучи членом "вооруженной группировки", он задушил врача, которого сочли "вражеским агентом", а затем перебил ему ноги мотыгой и сжег труп. Цюй Жижэнь сказал, что вооруженные товарищи "выбрали" его для убийства.
Выходящая в провинции Гуандун Southern Weekly опубликовала на своем сайте
репортаж об этом деле, описав подробности убийства и суда. В ходе процесса Цюй Жижэнь часто всплескивал руками, явно нервничая из-за вопросов,
излагает текст Southern Weekly гонконгская South China Morning Post. Но когда прокурор спросил его, участвовал ли он в убийстве Хун Юнькэ (Hong Yunke), Цюй Жижэнь ответил “да”.
Хун Юнькэ, сын землевладельца, в то время работал “босоногим” врачом и имел хорошее материальное положение по меркам данной местности. 12 декабря 1967 года, отправившись собирать лечебные травы, он наткнулся на "вооруженную группировку", в которую входил Цюй Жижэнь. Цюй Жижэнь и его пособники подозревали, что Хун Юнькэ шпионит в пользу враждебного отряда ополченцев. Несмотря на то, что у них не было никаких доказательств, члены группировки, побуждаемые недовольством по поводу материального положения врача (а в тот период поощрялась насильственная классовая борьба), “единогласно решили” казнить его.
Хун Юнькэ умолял сохранить ему жизнь, но Цюй Жижэнь отвечал отказом. В конце концов Цюй Жижэнь и еще двое ополченцев накинули веревку на шею врача и тянули в разные стороны, пока он не задохнулся. Они воспользовались таким методом, чтобы “сберечь боеприпасы и не раскрывать своего расположения”.
Когда спустя два года члены военизированного отряда были задержаны властями, Цюй Жижэнь признался в этом убийстве и в 1973-м был направлен на “перевоспитание". В 1983-м правительство снова открыло следствие по делу, но за два года до этого Цюй Жижэнь покинул Жуйань. "Обвинения против Цюй Жижэня были выдвинуты в начале 1980-х, но он сумел сбежать, тогда как другие подозреваемые были арестованы и осуждены", -
сообщил Global Times 20 февраля сотрудник пресс-канцелярии суда Цзинь Сючжэ (Jin Xiuzhe).
Он был арестован только в июле 2012-го, когда в первый раз за 28 лет вернулся в Жуйань, город уездного уровня, подчиненный администрации Вэньчжоу. "Дело было возбуждено органами общественной безопасности в начале 1980-х, а значит, обвинение было предъявлено в рамках 20-летнего срока давности", - пояснил Global Times старший судья суда города Жуйань по имени Сюэ Чжунвэй (Xue Zhongwei), не участвовавший в данном процессе.
Даже Global Times, выходящая под эгидой рупора компартии Жэньминь жибао, вынуждена была подтвердить, что процесс по “забытому” убийству времен "культурной революции" вызвал серьезную реакцию в обществе. Многие комментаторы считают, что настало время заново изучить этот исторический период, чтобы попытаться прийти к какому-то примирению, отмечала “краснознаменная” газета, приводя разные мнения.
"Неправильно возлагать вину на отдельных людей за [их действия] в период, когда юридическая система практически отсутствовала. И обвиняемые, и потерпевшие были принесены в жертву политическими группировками тех лет", - сказал Global Times директор института криминологии при Китайском университете политической науки и права Ван Шуньань (Wang Shun'an).
"Самым шокирующим в том, что касается ‘культурной революции’, является покушение на человеческое достоинство. Оскорбления, издевательства, жестокое обращение, убийства были повседневными. Социальный порядок превратился в хаос", подчеркивалось в опубликованном 20 февраля комментарии комсомольской China Youth Daily, призвавшей к переоценке “культурной революции”.
"Сорок лет назад мой отец своими глазами видел, как забили до смерти пятерых крестьян. Нас все еще мучает страх перед жестокостью тех убийц", - отметил 20 февраля в своем микроблоге на Sina Weibo авторитетный преподаватель по вопросам права Хань Юи (Han Youyi).
Хотя короткая заметка государственного агентства CNS без всяких объяснений исчезло с сайта
Chinanews.com.cn уже 19 февраля, это сообщение было перепечатано на крупных порталах, включая
Xinhuanet.com и
Sina.com.cn, и вызвало горячую дискуссию в материковых микроблогах. "А что насчет тех больших имен, которые начали 'культурную революцию'. Разве их не надо привлечь к ответственности?",
цитирует пользователя weibo гонконгская South China Morning Post. "Что с тысячами других убийц?", писал другой пользователь. Еще один заметил: "Убийцы и те, кто погиб, жертвы 'культурной революции'".
В 1966-м Мао Цзэдун призвал молодых фанатов "продолжить революцию", а вскоре
начались вооруженные столкновения между разными отрядами “красных стражей”, сражавшимися между собой по поводу преданности культу "великого кормчего". Но и по сей день “культурная революция”, завершившаяся после смерти Мао в 1976-м, остается чувствительной темой для однопартийного режима в материковом Китае.