Еще один тибетский монах совершил самосожжение в день, когда тысячи человек во всем мире проводили молитвенные церемонии и публичные протесты в честь 53-й годовщины тибетского национального восстания в Лхасе. С февраля 2009 года это 27-й акт подобного самопожертвования в знак протеста против пекинской политики внутри Тибета.
18-летний монах монастыря Кирти по имени Гепе (Gepey) поджег себя возле поста китайских военных в округе Нгаба (Аба-Тибетско-Цянский округ провинции Сычуань). Это произошло между 17 и 18 часами по местному времени на рыночной площади города Нгаба.
“Он скончался на месте и китайскиe военнослужащие немедленно втащили его тело внутрь строения [поста]”, -
сообщил RFA представитель монастыря Кирти в Индии монах Лобсанг Еше.
По словам собеседника RFA, семья Гепе - скотоводы из деревни Сорума Дева - узнала о случившемся только на следующий день. Но китайские чиновники, опасаясь развития протестов, отказались передать тело родным, сказав, что надо отвезти его для кремации в Баркам (кит. Маэркан). (Напомним, что в январе, когда в Нгаба
совершил самосожжение 21-летний Лобсанг Джамьянг и около 700 тибетцев вышли на улицы, его тело вывезли для "закрытой" кремации в Баркам). Члены семьи стали возражать, и тогда чиновники кремировали тело Гепе ночью на общей площадке возле монастыря Кирти. Родственникам не позволили присутствовать на церемонии, на которую были допущены только 5 монахов, читавших молитвы в окружении служащих сил безопасности.
Гепе поступил в монастырь Кирти в юном возрасте и у него не было проблем с учебой. Как
сообщил Лобсанг Еше в интервью VOA Tibetan, у Гепе остались мать и два брата - также монахи монастыря Кирти. Его мать Чако (Chako) была задержана для допросов китайской милицией 11 и 12 марта. В знак солидарности с его самоотверженной акцией 12 марта на весь день закрылись местные ресторанчики и другие объекты, принадлежащие тибетским предпринимателям.
По
данным организации Free Tibet, в город Нгаба стянуты дополнительные подразделения вооруженной милиции и военных. Новость об этом самосожжении появилась в материковых микроблогах, а затем на китайском сайте Xin Lang, хотя вскоре была удалена цензурой.
Между тем 8 марта тибетская поэтесса Церинг Осер (Woeser) разместила в сети обращение с призывом к соотечественникам прекратить самосожжения. Осер находится в условиях импровизированного домашнего ареста: ей и ее мужу запрещено выходить из дома без сопровождения милиции. Помимо нее обращение подписали тибетская поэтесса Гаде Церинг (Gade Tsering), также живущая в Китае, и Арья Лобсанг Туптен (Arjia Lobsang Tupten), буддийский наставник, живущий в Соединенных Штатах.
“Тибетцы должны ценить свою жизнь и продолжать жить вопреки всему. Наша жизнь ценна вне зависимости от размаха репрессий, и мы должны заботиться о ней”, говорится в нем. “Остаться в живых позводит нам накопить силу - так же, как капли воды сливаются в великий океан. Только от многих тысяч продолжающих жить тибетцев зависит, сумеем ли мы передать через поколения дух и кровь нашей страны!”.
Шествие Tibetan Women Association (
TWA) в честь 53-й годовщины восстания тибетских женщин. Дхарамсала, 12 марта 2012