Ай Вэйвэй: необоснованные налоги и штрафы на 12 млн юаней и пропаганда “гуманного” следствия

Jun 30, 2011 22:05

Дизайнерская фирма, действующая при студии Fake, где работает всемирно известный художник Ай Вэйвэй (艾未未), обжаловала акты налогового управления Пекина, выдвинувшего необоснованные претензии на сумму 12 млн юаней.

Художник, которому после освобождения из черной тюрьмы 22 июня запрещено рассказывать об условиях, в которых он провел 81 день, отвергает эти цифры. Пекинская пропаганда продолжает кампанию, нацеленную против поддержки художника в Гонконге и за пределами материкового Китая. Нетрудно догадаться, что похитившая его группировка намерена таким образом скрыть факты скверного обращения или пыток.

Лу Цин, супруга Ай Вэйвэя, подала 29 июня апелляцию на постановление пекинского управления по налогообложению, приказавшего погасить задолженность по налогам в 4,85 млн юаней (770 тысяч долларов) и выплатить штрафы на общую сумму 7,3 млн юаней (1,1 млн долларов). Неясно, за какой срок и по каким проектам вычислена задолженность по налогам, в наличии которой, по утверждению партийной прессы, признался 54-летний художник во время пребывания в черной тюрьме. Как пояснил адвокат Пу Чжицян (浦志強), Лу Цин в качестве законного представителя дизайнерской фирмы Beijing Fake Cultural Development Ltd потребовала доказательств того, что задолженность действительно существует.

По закону налоговая служба должна разобрать эту административную жалобу в течение 15 дней, отметил адвокат, добавив, что возможности защиты резко ослаблены отсутствием финансовых документов, которые были изъяты милицией после задержания Ай Вэйвэя. “Это дело носит необычный характер, так как ни у компании, ни у меня нет бухгалтерских книг, отчетов, даже штампа компании, что дополнительно затрудняет мою работу”, - сказал он, подчеркнув, что по-прежнему невозможно связаться с двумя ключевыми сотрудниками компании, которые должны быть освобождены из-под стражи.

Пока неясно, кто именно из 4 человек, имеющих прямое отношение к этой позорной для Пекина истории, которых выпустили из черной тюрьмы в период поездки премьера Вэнь Цзябао (溫家寶) по Европе, остается вне зоны доступа. Как сказала в интервью 25 июня Люй Яньпин (劉艷萍), работавшая на добровольных основаниях в одном из правовых проектов Ай Вэйвэя, 38-летний журналист Вэнь Тао (文濤), который был схвачен 3 апреля в столичном аэропорту Пекина, где находился вместе с художником, собиравшимся сесть на самолет в Гонконг, мог быть освобожден под обязательством “не рассказывать о случившемся с ним”. Помимо него, как сообщил адвокат Люй Сяоюань, на условиях молчания освобожден 23 июня 43-летний водитель художника Чжан Цзинсун (張勁松). Вынуждены ли были также подписать обязательства о молчании бухгалтер Ай Вэйвэя Ху Минфэнь (胡明芬), 55 лет, и дизайнер из студии Fake Люй Чжэнган (劉正剛), 49 лет, выпущенные из черной тюрьмы 24 июня, неизвестно.

Как рассказала Гао Ин (Gao Ying), мать художника, 27 июня в его студию явились два представителя управления по налогообложению, которые принесли документы, в которых указывается, что компания Beijing Fake Cultural Development Ltd обязана выплатить налоги и штрафы, общая сумма которых превышает 12 млн юаней. Гао Ин отказалась подписывать эти бумаги. По ее словам, Ай Вэйвэй не является ни управляющим, ни законным представителем этой компании, которая зарегистрирована на имя его жены. Если бы здесь имелась ответственность Ай Вэйвэя, то он признал бы этот долг, отметила Гао Ин, “но нет никаких причин платить за то, за что он никак не отвечает”. “По-моему, сначала власти должны привести факты”, - приводит ее слова New York Times.

Адвокат Люй Сяоюань (劉曉燕) через Twitter призвал 28 июня собрать средства для погашения задолженности перед пекинским управлением по налогообложению. В телефонном интервью он сказал, что для 100 тысяч последователей, которые зарегистрированы на аккаунте Ай Вэйвэя в сети Twitter, это лишь “что-то вроде микропожертвования”. Но подобная инициатива, подразумевающая согласие с обвинениями в уклонении от налогов, вызвала и негативные отклики. “Если вас грабит бандит и вам приходится отдать кошелек - это что, ваша вина?”, отмечается в одном из комментариев.

Сам Ай Вэйвэй в беседе по мобильному вечером 28 июня заявил, что не согласен с суммами, указанными в документах налоговой службы. В интервью South China Morning Post 24 июня Ай Вэйвэй отметил, что "был очень тронут", узнав в тюрьме о том, что в Гонконге многие призывают к его освобождению и выступают в его поддержку. "Мы, китайцы, должны стремиться к тому, чтобы стать более открытыми и здравомыслящими, что является индикатором передового общества. Гонконг и является такой моделью открытости и здравомыслия", - констатировал он. Заметив, что не знает, кто из участников кампании в Гонконге сыграл основную роль в его условном освобождении, но убежден, что этому способствовало "все, что предпринимали" гонконгцы.

Бессильно пытаясь разочаровать участников акций протеста, партийная пропаганда продолжает развивать тему “заносчивости и предубежденного отношения” иностранцев к произвольному задержанию Ай Вэйвэя. После его освобождения в английской и китайской версиях Global Times, издания редакции рупора компартии Жэньминь жибао, появился комментарий, в котором подчеркивалось, что этот шаг Пекина не был результатом иностранного “международного давления”. 29 июня распространен посвященный той же идее комментарий агентства Синьхуа, который снова опирается на анонимного чиновника из управления общественной безопасности Пекина, заявившего, что Ай Вэйвэй был отпущен домой только на условии “хорошего отношения к признанию своих преступных деяний”, а точнее, признания “огромной суммы” задолженности по налогам. Авторы комментария делают парадоксальный вывод: принимая решение о проведения следствия по финансовым сделкам Ай Вэйвэя, милиция опиралась на прочные свидетельства, и его дело правоохранительные органы страны вели “гуманным путем".

Однопартийный режим Китая “соблюдает верховенство закона и так называемое международное давление никоим образом не влияет на ведение уголовных дел”, заключают авторы комментария. Стоит отметить, что комментарии подобного сорта могут быть рассчитаны только на тех, кто и без того поддерживает царящий в Пекине произвол. Однако партийные пропагандисты оказываются гораздо наивнее, если учесть, что на русскоязычных сайтах Синьхуа и Жэньминь жибао мрачная история с пребыванием Ай Вэйвэя в черной тюрьме вообще не освещается. В то же время многие в России наверняка без особого восторга прочтут, что 25 июня в Чунцине “российские народные и заслуженные артисты (в том числе - с «Большого театра»)” распевали маоистские гимны на концерте в честь 90-летия компартии Китая.
Ай Вэйвэй избран почетным членом Королевской академии художеств Великобритании

Ай Вэйвэй, протесты, Пекин

Previous post Next post
Up