Внутренняя Монголия: смертная казнь для ханьского водителя не уменьшит напряженность

Jun 10, 2011 04:05

Сразу по завершении шестичасового процесса по делу об убийстве монгольского скотовода в суде средней ступени аймака Шилин-Гол Внутренней Монголии 8 июня около 16.30 был оглашен вердикт: водитель грузовика с углем Ли Линьдун (Li Lindong) приговорен к смертной казни "за использование своей машины для убийства". Лу Сяндун (Lu Xiangdong), находившийся в кабине в тот момент, когда монгольский активист оказался под колесами грузовика, осужден на пожизненное заключение. Еще двое - У Сяовэй (Wu Xiaowei) и Ли Минган (Li Minggang) получили по три года тюрьмы за воспрепятствование правосудию.

Столь скорый и суровый суд явно предназначен для того, чтобы, демонстрируя реакцию партийных боссов на монгольские волнения, добиться снижения напряженности в регионе. Как говорится в заметке Синьхуа, на процессе присутствовали около 160 человек, в том числе родственники осужденных и родственники убитого скотовода.

Государственное агентство указывает, что супруга Мэргэна Ужина (Uzhina) удовлетворена реакцией властей, а также приводит слова его брата по имени Баяр (Bayar), который считает, что "скотоводы из хошуна Си Уджимчин должны быть довольны этим вердиктом".

10 мая Мэргэн и еще 20 скотоводов пытались перекрыть дорогу грузовику, за рулем которого находился Ли Линьдун, чтобы выразить протест по поводу шума и пыли от машин с углем, проезжающих через их деревню, расположенную в хошуне Ци-Уджимчин (Xi Ujimqin) аймака Шилин-Гол. По данным милиции, грузовик протащил еще живого Мэргэна на расстояние 145 м. Затем Ли Линьдун и Лу Сяндун сумели скрыться, поскольку У Сяовэй и Ли Минган помешали служащим милиции остановить их.

Как добавляет партийная Global Times, гибель Мэргэна вызвала протесты в регионе, где на прошлой неделе несколько тысяч учащихся вышли на улицы города Шилин-Хото, административного центра аймака Шилин-Гол. Однако материковая пресса не упоминает ни о том, что были еще уличные протесты студентов в Хух-Хото, столице автономного района, ни о задержаниях по меньшей мере 90 человек. Как сообщает RTHK со ссылкой на информационный центр прав человека в Южной Монголии (SMHRIC), в Шилин-Гол задержаны около 40 монгольских студентов и скотоводов, еще 50 студентов и местных жителей задержаны в ходе разгона майских протестов в Хух-Хото. Пекин возложил ответственность за протесты на "враждебные силы из-за рубежа".

Власти Внутренней Монголии отключили доступ к университетским бибиэскам и чатам, а также подвергли цензурной зачистке чаты и микроблоги на материковых сервисах QQ, Tencent и Sina Weibo.

Партийный босс автономного района Ху Чуньхуа, считающийся успешным кадром компартии, пообещал наладить диалог с участниками протестов, но на самом деле ограничился усилением мер безопасности. Как сообщил Radio Free Asia (RFA) cотрудник одного из отелей Хух-Хото, в городе размещены крупные отряды солдат, что может только создать дополнительные проблемы для местных жителей. По данным корреспондента Boxun, на 4 июня в регион введены части 38-й армии из города Баодин, 65-й армии из Чжанцзякоу, 27-й армии из города Шицзячжуан (провинция Хэбэй).

Власти разослали пропагандистские эсэмэски по поводу процесса по делу об убийстве Мэргэна, а также расследования гибели молодого этнического маньчжура по имени Янь Вэньлун (Yan Wenlong), ставшего жертвой похожего инцидента. Однако этот приговор вряд ли уменьшит накал народного недовольства, считают местные монголы. Проблемы, вызвавшие конфликт, не возникли лишь за год, отмечает один из жителей Хух-Хото, а это означает, что одного судебного процесса недостаточно. По его мнению, властям необходимо провести в жизнь политические меры, которые отвечали бы запросам, касающимся охраны окружающей среды во Внутренней Монголии и защиты интересов скотоводов в продвижении рыночной экономики.

Если говорить о напряженности в отношениях между монголами и ханьцами, следует вернуться ко временам династии Цин, правившей в конце 1800-х годов, отмечает в интервью VOA глава Азиатско-Тихоокеанского сектора аналитической группы по вопросам обороны и безопасности IHS Janes Сара Макдауэлл (Sarah McDowell). Цин, бывшая ханьской династией, так и не смогла “китаизировать” Внутреннюю Монголию. В период провозглашения в 1947 году Внутренней Монголии автономным районом и частью Китая компартия провела жестокую кампанию по “умиротворению” региона, осуществив казни 250 тысяч монголов и массовое разрушение буддийских монастырей. Межэтническая напряженность “подогревается также языковыми и культурными различиями", подчеркивает эксперт.

В наши дни важно учитывать социоэкономические проблемы, продолжает она. В регионе, богатом полезными ископаемыми и природными ресурами, наблюдалось сравнительно хорошее экономическое развитие. Но с точки зрения монголов, распределение плодов экономических реформ далеко от справедливого. Регион привлекает людей из других регионов Китая, которые хотят получить свою долю богатства. Миграция ханьских китайцев вызывает рост межэтнической напряженности и опасений по поводу размывания традиционных ценностей и культуры монголов, которые составляют лишь 20% населения автономного района.


Войска на улицах Хух-Хото. Внутренняя Монголия, 4 июня 2011
О причинах протестов. Угольная пыль вредит жителям Внутренней Монголии, невзирая на национальность
Манифестации протеста прошли еще в трех хошунах аймака Шилин-Гол Внутренней Монголии

суд, приговор, монголы, смертная казнь

Previous post Next post
Up