Пекин отреагировал на упорные протесты монгольских студентов ссылками на влияние "враждебных сил"

Jun 02, 2011 14:43

По сведениям информационного центра по правам человека в Южной Монголии (SMHRIC), в Хух-Хото, столице Внутренней Монголии, 31 мая состоялась массовая демонстрация учащихся, направлявшихся от школы верхней ступени №18 в сторону комплекса городской администрации.

Участники протеста скандировали лозунги, размахивали флагами и били в барабаны. Противостояние с солдатами вооруженной милиции продолжалось около 2 часов, прежде чем демонстранты разошлись.

По словам преподавателя университета этнических меньшинств Хух-Хото, студентам удалось собраться на месте протеста благодаря нехитрой уловке: в ожидании 9 утра, когда было назначено начало демонстрации, они толкались в окрестных овощных лавках и ресторанах под видом покупателей и клиентов, а затем “разом высыпали на улицу, сформировав большую толпу”. Решающую роль в координации действий студентов сыграла рассылка эсэмэсок о времени выступлений в Хух-Хото и других местах. Цензура отслеживает посты, касающиеся монгольских волнений: студент в Хух-Хото, отправивший послание в чат-группу на сайте популярного интернет-мессенджера QQ, был сразу же задержан.

В аймаке Шилин-Гол, где после убийства монгольского скотовода вспыхнули первые выступления протеста, власти начали кампанию по выявлению особо активных учащихся в кампусах монгольских школ. Школьники, отправившие более 4 эсэмэсок с вопросами по поводу протестов, были вызваны на допрос в управление общественной безопасности.

Откликнувшись на акции протеста, прошедшие в других областях, несколько сот монгольских школьников вышли на улицы города Тунляо, столицы аймака Залаид (Zalaid). Они требовали от китайских властей соблюдать законные права монголов, однако вскоре шествие протеста было рассеяно.

Как подчеркнул в телефонном интервью SMHRIC монгольский профессор из Пекина, хотя непосредственным поводом для протестов стало убийство Мэргэна, гражданского активиста из числа монгольских скотоводов хошуна Ци-Уджимчин, “подлинная причина конфликта заключается в глубоко укоренившихся этнических проблемах региона”. Живущий в эмиграции председатель Монгольской народной партии Темтселт Шобшууд (Temtselt Shobshuud), в китайских текстах Си Хаймин (Xi Haiming), поясняет, что монголы внутри Китая обеспокоены критической ситуацией, касающейся их выживания и культуры. Если уничтожаются луга и теряется доступ к пастбищам, монгольские кочевники чувствуют, что “лишаются своих корней и могил предков”. Здесь не идет речь о независимости монголов и нет никакой пропаганды извне, добавляет он.

Независимый режисер Лу Гуан, документальный фильм которого "Загрязненный Китай" удостоился международных наград, указывает на мощное общественное сопротивление разработкам добывающих компаний на лугах Внутренней Монголии. Разработки, которые они ведут во Внутренней Монголии, отличаются от подземных разработок в Шаньси и Шэньси, когда выкапывается шахта, пояснил он в интервью Radio Free Asia (RFA), "это добыча открытого типа, которая наносит ущерб всему луговому региону". Как подчеркивают экологи, открытая - или рудничная - разработка является одной из самых разрушительных для окружающей среды форм добычи полезных ископаемых, которая уничтожает экосистему поверхности на обширном пространстве и выбрасывает загрязняющие вещества в воздух.

Лу Гуан зафиксировал масштабное разрушение окружающей среды в регионах Внутренней Монголии, где ведутся рудничные разработки, тогда как в других местах, где нет угля, экосистема осталась нетронутой. "Там, где имеются рудники, разрушение крайне серьезно, - отмечает он. - Если угольный пласт имеет длину в 50 км, они без всякой необходимости производят работы вдоль всей его длины, разбрасывая отходы по всей территории лугов самым ужасным образом".

По местным радиостанциям и телеканалам Внутренней Монголии транслируется новость о том, правительство увеличит субсидии скотоводам, а также упорядочит политику в сфере деятельности добывающих и девелоперских компаний. Рассчитывая хотя бы на время избавиться от монгольских акций протеста, 1 июня власти автономного района заявили о начале месячника по тщательной проверке рудничного сектора. Как говорится в уведомлении, опубликованном на сайте управления угледобывающей индустрии Внутренней Монголии, мероприятия месячника нацелены на "обеспечение здорового, упорядоченного, гармоничного и зеленого развития угольной индустрии". Кампания должна способствовать "внедрению безопасных условий производства, защите окружающей среды и привлечению внимания к благосостоянию местного населения", подчеркивает Синьхуа.

Ведущий партийный журнал Цюши опубликовал пространную статью, в которой председатель правительства автономного района Багатур (Bagatur) клянется предпринять срочные усилия по решению "крупной политической задачи" в ответ на жалобы бедных слоев населения населения Внутренней Монголии. Необходимо повышать их зажиточность, указывает чиновник, чтобы "поддерживать этническую гармонию" и "бдительно противостоять враждебным силам извне". Багатур обещает, что местные правительства региона посвятят улучшению жизни граждан по меньшей мере 50% своих расходов, а к концу 2015 года средний годовой доход для крестьян и скотоводов возрастет от 5530 юаней до 10 тысяч юаней.

В статье отмечается, что гибель скотовода под колесами грузовика угледобывающей компании, вызвавшая разрозненные протесты в ряде городов, "привела к нарастанию обеспокоенности по поводу индустриальной деятельности в добывающем секторе богатого ресурсами региона". "Общество вступило в стадию, когда стало очевидным, что есть социальные противоречия", цитирует статью South China Morning Post. "Стали заметными противоречия между социально-экономическим развитием и ожиданиями различных групп относительно повышения жизненных стандартов", пишет Багатур, подчеркивая необходимость предпринять меры для предотвращения роста влияния зарубежных сил в регионе, граничащем с Монголией и Россией.

Профессор пекинского университета “Minzu” Сюн Куньсинь (Xiong Kunxin), специализирующийся на этнической теории и политике, в интервью гонконгской South China Morning Post констатировал, что проблемами монголов в регионе интересуется лишь горстка ученых и чиновников. "Внутренняя Монголия считается сравнительно стабильной, и экономика [региона] постепенно развивается. В регионе нет больших проблем, так что нет и особого исследовательского интереса, - говорит он. - Нам следует шире проводить исследовательскую работу в регионе, [изучать] отношения между ханьцами и монголами, что способствовало бы поддержанию стабильности". Властям следует консультироваться с лидерами этнических общин, прежде чем запускать новые девелоперские проекты, а представители правительства и угледобывающих компаний должны договариваться со скотоводами о компенсациях.

В отличие от Восточного Туркестана и Тибета, крупные выступления протеста во Внутренней Монголии, которая занимает свыше 12% наземной территории материкового Китая, не отмечались в течение 30 лет, пока в мае не начались манифестации, связанные с актуальными требованиями защиты окружающей среды и традиционной культуры монгольских скотоводов. Однако пропагандисты в Пекине слишком озабочены тем, как “развести” эти акции протеста с политически близкими выступлениями тибетского и уйгурского населения. Англоязычная версия Global Times, издания редакции рупора компартии Жэньминь жибао, опубликовала комментарий, авторы которого пытаются доказать, что никакой политической составляющей в монгольских протестах нет вообще.

“Эти монгольские протесты не являются политически ориентированными демонстрациями. Некоторые из требований вполне разумны и должны получить ответ со стороны местного правительства”, подчеркивается в нем. “Социальные противоречия в Китае нарастают - и области, населенные этническими меньшинствами, не представляют исключения. Но эти инциденты не следует гиперболизировать или интерпретировать сверх имеющегося”, отмечается в тексте. “Возмущение местных монголов по отношению к водителю-ханьцу вполне понятно. Это возмущение отчасти является и результатом их недовольства по поводу волны индустриализации, и того, как добывающая индустрия может повлиять на их жизни”.

Эти пропагандистские заверения нацелены на оправдание жестких силовых мер против участников протестов в тибетских регионах и Синьцзян-Уйгурском автономном районе. Но они идут вразрез с наглядной реакцией властей на мирные акции монгольских студентов и учащихся, включая размещение солдат вооруженной милиции вокруг университетских кампусов и разгон манифестаций в защиту прав монголов. И заявление высокопоставленного чиновника Внутренней Монголии о необходимости "бдительно противостоять враждебным силам извне" явно свидетельствует об общем крахе политики Пекина в отношении этнических меньшинств.


Машины милицейского спецназа вокруг кампуса Нормального университета Внутренней Монголии. Хух-Хото, 31 мая 2011

Amnesty International потребовала от Китая избегать применения чрезмерной силы против монголов
Власти Внутренней Монголии готовятся к подавлению манифестаций протеста 30 мая

протесты, монголы, Китай

Previous post Next post
Up