В Пекинском университете планируется проверить студентов на присутствие "радикальных мыслей"

Mar 26, 2011 23:48

Публикация о намеченной в Пекинском университете тотальной проверке с целью выявления и проработки "радикальных студентов", появившаяся 24 марта на страницах Beijing Evening News, вызвала массу возмущенных комментариев.

Администрация еще в ноябре 2010 года без особого шума запустила тестовую версию просвечивания умов в центре научной охраны здоровья при медицинском факультете и колледже “Yuanpei”, где, как считается, воспитываются представители научной элиты. Теперь тестирование завершено и в мае система будет внедряться в полном объеме. На каждом факультете администраторы обязаны выявить студентов, нуждающихся в "особой помощи" со стороны университета и доложить о них в соответствующий отдел.

Как говорится в заметке, опубликованной на cайте China Daily, проверка на отклонения от нормы будет проводиться по 10 пунктам: “затруднения в учебе, радикальные мысли, психологическая уязвимость, бедность, смена прописки, эксцентричность, пристрастие к интернету, затруднения с работой, серьезные заболевания и нарушения дисциплины”. Если хотя бы по одному пункту появятся подозрения, студента вызовут на проработку и потребуют “исправить” положение.

Большинство студентов выражают протест по поводу проверки на "радикальные" или "экстремистские" мысли, поскольку преследованиям подвергнутся именно те, кто обладает острым умом и способностью к критическому мышлению. Что еще отвратительнее, в основу системы заложена идея, что эти студенты должны мыслить и действовать “нормальным путем”. Авторы некоторых постов в интернете задаются вопросом, а не предполагается ли превратить университет в "тюрьму" мысли.

Непонятно, каким образом будет определяться наличие "радикальных мыслей", если многие студенты стараются мыслить и высказываться не так, как все, отмечает один из студентов колледжа “Yuanpei”, зато ясно, что "неверная проработка может искалечить личность этих студентов". Аспирант из школы права, представившийся по распространенной фамилии Ян, подчеркивает, что Пекинский университет был известен как место, где терпимо относятся к инакомыслию, но из-за этих проработок люди будут думать, что в стенах университета душат независимость мышления.

Впрочем, некоторые сотрудники университета отпускают мрачные шутки вроде того, что наконец-то излишне чувствительных студентов, склонных критиковать по пустякам, "отправят туда, куда надо - в психиатрическую больницу". Заместитель начальника отдела по работе со студентами Чжа Цзин (Zha Jing) уверяет, что собеседования помогут студентам закончить учебу. Иногда студенты вынашивают "радикальные мысли" из-за небольших просчетов в управлении и "даже могут критиковать учебное заведение за то, что цены на питание в столовой выросли на 20 центов", цитирует его China Daily.

В заметке Beijing Evening News говорится, что под проработку уже попали около десятка студентов, но не уточняет, были ли причиной тому "радикальные мысли".

Профессор Чжан Мин (Zhang Ming), эксперт по политике из университета "Жэньминь", выразил в интервью South China Morning Post недоумение, не собираются ли авторы этой системы вернуть Пекинский университет в те времена, когда зачистке подвергалось любое инакомыслие. "Для университета с хорошей репутацией как-то уже слишком открыто контролировать радикальные умы, - сказал он 25 марта. - Мы что, идем назад, к "культурной революции"? Это мерзко и ужасно". Даже неясно, откуда исходит эта инициатива - от Пекинского университета или министерства образования, отмечает он, хотя уверен, что это отклик на новый акцент в политике центрального правительства. Речь идет о "социальном обеспечении" - концепции, совмещающей контроль и обслуживание населения.

Председатель Ху Цзиньтао выдвинул концепцию "инновационных методов социального обеспечения" - нового мышления в административной сфере в целях поддержания общественного порядка и гармонии - на прошедшем в марте семинаре для чиновников из руководства провинций и министерств. В плане на 12-ю пятилетку тоже есть глава, посвященная социальному обеспечению.

Юй Цзяньжун (Yu Jianrong), возглавляющий центр изучения социальных проблем в Китайской академии общественных наук, открыто издевается над этой инициативой. "Не знаю, как Пекинский университет определяет `радикально мыслящих'. Могу я просить партком университета опубликовать стандарты, чтобы колледжи по всей стране могли перенять опыт", пишет он в своем микроблоге.

Между тем его имя упоминалось не так давно в связи с другой охранительной инициативы, проявившейся в стенах университета как раз в канун наступления 2011 года. Тогда во всех 29 копировальных офисах был расклеен приказ, выпущенный совместно отделением милиции "Yanyuan" и службой безопасности кампуса. "Maтериалы, выражающие ненависть к партии, государству или социальной политике, запрещены. Не копировать. При обнаружении немедленно вызывать милицию", частично цитирует этот приказ Global Times.

На звонок из газеты 11 января дежурный службы безопасности кампуса ответил резко: "не ваше дело".

В своем микроблоге на sina.com профессор Юй Цзяньжун прокомментировал этот запрет, отметив 4 января, что в копировальных офисах Пекинского университета приказано "практиковать самую лучшую во всем мире самоцензуру". Он возглавлял одну из групп "гражданского контроля", которая проводила в провинции Чжэцзян независимое расследование обстоятельств смерти главы деревни 25 декабря 2010 года. Крестьяне утверждали, что Цянь Юньхуэй был убит за то, что отстаивал их интересы в земельном споре с чиновниками уезда Лэцин. Этот конфликт, связанный с коррупцией, вызвал бурную реакцию в материковом интернете. Как говорится в заметке Global Times, когда одна из сотрудниц профессора делала копии доклада по работе группы "гражданского контроля", “ей заявили [от имени службы безопасности], что за копирование подобных материалов в университете могут конфисковать копировальные машины”.

Вскоре на портале Пекинского университета появился редакционный комментарий, в котором подчеркивалось, что этот запрет является частью кампании по внедрению контроля за студентами. Текст открывался цитатой из “Заметок о новейшей прусской цензурной инструкции” Маркса, что “действительным, радикальным излечением цензуры было бы ее уничтожение, ибо негодным является само это учреждение, а ведь учреждения более могущественны, чем люди”. И если бы покойный президент Пекинского университета Цай Юаньпэй (Cai Yuanpei, 1916-1927) дожил до наших дней, язвительно говорилось в комментарии, то “наверняка предпочел бы остаться на германской территории, плача и умоляя, чтобы Гутенберг или Маркс помогли распространить его послание о свободе мысли и всестороннем подходе”. Через 367 лет после того, как Мильтон в своем пафмлете “Ареопагитика” (1644) подверг цензуру нравственной критике, в Пекинском университете снова опорочены его основные ценности, заключала редакция университетского портала.

Пекинский университет уже давно является символом либерального мышления, ставшего источником революции 4 мая 1919 года и манифестаций протеста на площади Тяньаньмэнь в 1989 году.


Можно ли счесть эту картинку "выражающей ненависть к партии или государству", спрашивал редакционный комментарий портала Пекинского университета

Эксперты материкового Китая предостерегают об угрозе "революционного бунта" в стране
Студенты на встрече с Обамой в Шанхае были “кадровыми” представителями комсомола
Китайские студенты возмущены введением комсомольских патрулей для борьбы с петтингом
Студенты Гонконгского университета призвали Пекин ответить за расправу на Тяньаньмэнь
Гигантская статуя Мао как символ «национального характера и патриотизма»
Тибетские студенты провели молчаливую акцию протеста в Пекине

произвол, компартия, цензура

Previous post Next post
Up