Внутренняя госбезопасность в провинции Гуандун ведет розыск инициаторов "жасминовых" собраний Китая

Mar 09, 2011 21:22

Выступая 7 марта в кулуарах ежегодной сессии всекитайского собрания народных представителей (ВСНП), министр иностранных дел Ян Цзечи (楊潔箎) заявил, что “нет такой темы, чтобы китайские милиционеры избивали журналистов”. Тем самым он подтвердил, что нападения на сотрудников прессы осуществлялись проплаченными “патриотами”, которые при появлении милиционера преспокойно исчезали.

Ян Цзечи подчеркнул, что самое важное, чтобы никто не гиперболизировал проблемы в сфере безопасности. “Я тут никаких признаков внутренней напряженности не заметил. Я наблюдаю только то, что китайский народ хорошо провел новогодний праздник по лунному календарю и счастливый праздник фонарей, - сказал он. - Вот такую реальность я вижу. И я не хочу видеть, как кто-либо извлекает что-то из воздуха”.

Однако иностранные журналисты в последние дни постоянно сталкиваются с акциями устрашения, включающими клевету в интернете и хакерские атаки на аккаунты в Gmail. “Теперь в Пекине чрезвычайно тяжело, потому что милиция преследует иностранных репортеров даже тогда, когда дело касается событий, не связанных с жасминовыми мероприятиями, - рассказал RFA 8 марта один из них. - Они могут появиться за спиной в любой момент”. По его словам, большинство иностранных журналистов в Пекине столкнулись с предостережениями от сотрудников служб безопасности. “Теперь я даже не могу загрузить свой аккаунт в Gmail. Для нас стало очень трудно выполнять повседневные обязанности по работе”, - констатировал он.

Как сообщила New York Times, вечером 5 марта возле дома корреспондента Bloomberg News, подвергшегося избиению 27 февраля, расположились несколько персонажей в штатском. Стивен Энгле рассказал по телефону, что по пути на баскетбольный матч 6 марта его сопровождали 7 человек на двух машинах, снимавшие весь путь на видеокамеру.

В последний уикэнд представители милиции звонили или приходили к иностранным журналистам в Пекине, среди которых были корреспонденты и фотографы New York Times, Associated Press, CNN, NBC. Милиционеры проверяли документы и предупреждали, чтобы сотрудники прессы не создавали проблем (как выразился один из служащих, не пытались “свалить партию”).

Одному постучали в дверь в 5.30 утра в воскресенье; другого не было дома, когда позвонили, но поднявшего трубку ребенка явно допрашивали. “За те 10 лет, что я живу в этой части Китая, такой внезапный звонок раздался впервые”, - приводит New York Times слова одного из репортеров.

По словам одного из милиционеров, за операцию по запугиванию иностранных журналистов отвечает внутренняя госбезопасность guobao - департамент министерства общественной безопасности, занимающийся контролем за диссидентами внутри материкового Китая. По сведениям Клуба иностранных корреспондентов Китая (FCCC), одной журналистке сказали, что за нею следит жилищный комитет (в советское время эти комитеты были задействованы для слежки по месту жительства диссидента).

"Китайское правительство находится в настораживающей стадии отрицания, заявляя, что милиция не задерживает, не нападает и не угрожает иностранным журналистам. Подобные действия являются оскорблением свободы прессы, которую правительство должно признавать и соблюдать, а не отрицать, - заявил 7 марта координатор Комитета защиты журналистов (CPJ) по странам Азии Боб Дитц. - Журналисты, готовящие репортажи об антиправительственных выступлениях, выполняют свою работу, а не подстрекают к революции".

Введенные в канун Олимпийских игр 2008 года правила, защищавшие право международной прессы работать свободно, нарушались и прежде, но “не на столь продолжительное время и не в центрах городов”, отмечает CPJ. Неясно, когда именно введены ограничения на доступ в эти места и как получить разрешение на работу там. Как сообщал FCCC, после первых предупреждений о необходимости получать разрешение на подготовку репортажей в местах воскресных "гуляний", корреспонденты в Пекине не смогли получить телефон соответствующего отдела управления общественной безопасности. Касающаяся интервьюирования и фотографирования поправка в правила поведения, определенные для торговой улицы Wangfujing, по-видимому, внесена совсем недавно.

В своей статье на сайте The Atlantic американская журналистка из Шанхая Лорен Хилгерс (Lauren Hilgers) пишет: "Когда я посетила офис правительства, где, как было сказано, должны выдавать разрешения на подготовку репортажей с Народной площади, очень приятная женщина заверила меня, что понятия не имеет, о чем я говорю". По словам Хилгерс, милиционеры заявили одному иностранному журналисту, что он слишком рослый и может создать помехи движению транспорта на площади.

FCCC вынужден отметить на своем сайте: "Чтобы обеспечить непрерывную работу Клуба иностранных корреспондентов в Китае, в настоящий момент мы не размещаем на нашем сайте сообщения об инцидентах или заявления. Однако мы по-прежнему собираем такую информацию в интересах наших членов. Если вам нужно сообщить об инциденте или получить дополнительную информацию на этот счет, обращайтесь к нам напрямую".

По данным CPJ, на днях в Twitter появились новые аккаунты, которые специально используются для очернения и клеветы на сотрудников зарубежной прессы.

Спикер Ассоциации журналистов Гонконга Мак Ин-тин (Mak Yin-Ting) выступила 8 марта с заявлением, что однопартийный режим “открыто нарушает данные международному сообществу обещания по поводу демократии, свободы и верховенства закона”. По ее словам, “центральное правительство в Пекине слишком многое стало считать щекотливым, произвольно ограничивая свободы и права других - это уже смахивает на фашистский режим и совершенно неприемлемо”. Такое отношение Пекина к зарубежным журналистам не наблюдалось даже в 1989-м, когда на Тяньаньмэнь протестовали студенты, отмечает Мак Ин-тин: “По-моему, в настоящий момент напряженность даже выше, чем в период демократического движения на Тяньаньмэнь в 1989 году. Тогда иностранные журналисты могли сравнительно свободно выполнять свой долг”. Она обратилась к правительству Гонконга с настоятельным призывом “провести переговоры с центральным правительством по вопросу о защите прав гонконгских журналистов, работающих в Китае, чтобы гарантировать их личную безопасность”.

Информационный сайт Boxun.com сообщил 8 марта, что в материковом Китае проводится операция по розыску киберактивистов, начавших в середине февраля размещать в микроблогах посты с призывами к ‘жасминовым’ мероприятиям. Хотя инициаторам удавалось сохранять анонимность, центром охоты за ними стала провинция Гуандун на юге Китая, указывает Boxun.com. После публикации 19 февраля первого объявления о собраниях в стиле ‘жасминовой революции’ сайт Boxun подвергся "серьезнейшей DDoS-атаке", мощность которой превышала 6GB в секунду. Хотя сайт, базирующийся на серверах в Соединенных Штатах, восстановил нормальную работу, атака по-прежнему продолжается.

Правящей партийной верхушке "необходим враг", отмечает всемирно известный художник Ай Вэйвэй в интервью гонконгскому изданию Time Out, которое выйдет в свет на следующей неделе. "Им надо сделать из вас врага, чтобы продолжать свое существование", - цитирует это интервью британская Telegraph.

Художник, чья инсталляция Sunflower Seeds выставлена в лондонской Tate Modern, обвинил власти материкового Китая в намерении задушить любые независимые мнения, "как китайские родители в старинные времена".

"За последние две недели арестованы более 100 человек. Некоторые из них давно известные писатели, ученые, адвокаты, некоторые - просто студенты, решившие один раз выйти со словами 'встретимся на определенном углу, на определенной улице'. Это очень серьезно", - констатирует он. Но движущая сила "жасминовой революции" в Китае "очень сильна", считает Ай Вэйвэй.



Иностранные журналисты задержаны на подходе к месту "жасминового" собрания. Шанхай, 6 марта 2011

Пекинский горком партии предостерегает против 'уличной политики' в связи с намеченными протестами
Е Сяовэнь выступил с мрачными намеками в адрес инициаторов “жасминовых” собраний в Китае

Гонконг, реформа, пресса, Китай

Previous post Next post
Up