Художник Ай Вэйвэй подвергся цензуре в рамках голосования на портале Sina

Feb 18, 2011 05:43

Всемирно известный китайский художник Ай Вэйвэй (艾未未) был на днях удален из списка кандидатур для голосования по выборам ‘наиболее влиятельного современного художника 2010 года’ в разделе “Art and Finance” популярного материкового портала Sina.сom.cn.

Из постов в его аккаунте Twitter видно, что вначале Ай Вэйвэй, вне всякого сомнения наиболее известный художник материкового Китая, поднялся на первое место в списке, но администрация портала убрала эту версию, позволив голосовать только за студии. Тогда его галерея “Three Shadows Photography Art Centre”, хоть и стояла в списке одной из последних, быстро вышла наверх, но затем другая получает примерно тысячу голосов, тогда как “Three Shadows Photography Art Centre” теряет несколько сотен перед закрытием голосования (сравните здесь и здесь).

“На этом клочке земли всякий момент может стать историческим, и всякое событие может стать памятным. И Sina без всякого стыда совершает мошенничество на публичной платформе”, комментирует эту ситуацию Ай Вэйвэй в английской ленте. Порталу Sina следовало бы задуматься о том, насколько откровенным это выглядит в его случае, прежде чем подлечивать результаты публичного голосования, отмечает блог Shanghaiist.

14 февраля Ай Вэйвэй заявил, что в Пекине отменена его ретроспективная выставка, которая должна была открыться в марте в галерее Ullens Center for Contemporary Art (UCCA).

По его словам, организаторы решили перенести выставку, потому что сейчас такой "щекотливый и политически неудобный" период. Директор по коммуникациям UCCA Вивьен Ли (Vivienne Li) подтвердила AFP, что галерея не хочет раздражать власти, выставляя такого "щекотливого" художника.

"Выставка планировалась почти два года, как вдруг около трех недель назад, со мной связываются из галереи и говорят, что в свете недавних событий я стал слишком политически щекотливым и они не могут продолжать работу", - сказал Ай Вэйвэй в интервью Telegraph. "Нам просто не хватило времени. Мы недооценили сложность выставки, распределения площади, вводной части, общего обзора, отклика посетителей и альбома с иллюстрациями, - пояснил Ли Муи (Li Muyi), пресс-секретарь галереи. - За короткое время надо сделать массу работы. Мы нацелились слишком высоко и если станем завершать работу в спешке, то хорошей презентации не достичь. Мы планировали провести выставку во второй половине года, но Ай Вэйвэй уже запланировал выставку за рубежом".

Ай Вэйвэй называет такое объяснение "нелепым", добавляя, что искренне желал провести эту выставку, в основном составленную из его работ с выставки в Мюнхене 2008 года. "Как они могут говорить, что не хватило времени? - недоумевает он. - Выставка запланирована за полтора года с лишним и многие вещи - это старые работы из Мюнхена. Говорить, что они 'не готовы' просто нелепо". "Но, как и все прочие, я могу только гадать. Может, галерея занялась самоцензурой, а может, на них оказано давление. Или все из-за партийных сессий в следующем месяце - но как китаец, я должен все это принимать, это меня - как и любого другого - более не удивляет".

В интервью агентству dpa Ай Вэйвэй уточнил, что в UCCA предложили перенести открытие выставки на октябрь, но в октябре получится “еще более щекотливо”. В этом он несомненно прав, поскольку в первую неделю октября отмечается годовщина основания однопартийного режима и ограничения только усиливаются. Говоря о цензуре, он указал, как недавно был закрыт журнал 'Партия', который начал издавать сверхпопулярный блоггер Хань Хань. “Снесли мою студию в Шанхае - ясно, что все становится еще хуже”, - сказал он, имея в виду демонстративное разрушение новой студии, которая обошлась ему в 7 млн юаней.

В декабре его не выпустили в Южную Корею, заявив, что эта поездка может "угрожать государственной безопасности". Понятно, что подразумевалась церемония вручения Нобелевской премии мира в Осло, которая была присуждена заключенному в тюрьму Лю Сяобо. В ноябре его заперли под своеобразный домашний арест, чтобы не выпустить на организованный им в Шанхае "Праздник речного краба", символизировавший противостояние государственной идеологии “построения гармоничного общества”.

Между тем владелец UCCA барон Ги Улленс, бельгийский коллекционер и пропагандист актуальной китайской живописи, объявил о решении подыскать для центра, открытого в 2007 году, новых частных владельцев. Теперь Улленс планирует продать всю свою коллекцию китайского современного искусства, начиная со 106 лотов, которые будут выставлены на торги аукциона Sotheby’s в Гонконге 3 апреля. В интервью Art Newspaper он отрицал, что когда-либо напрямую сталкивался с цензурой, отметив, что проблема в определенных структурах. " Чтобы пройти через эти структуры, нужны китайские партнеры - все так, по крайней мере до некоторой степени", - сказал Улленс. Впрочем, это слишком напоминает советскую практику, где цензура тоже скрывалась под маской различных "худсоветов".


Снос новой студии в Шанхае, на которую Ай Вэйвэй потратил свыше 1 млн долларов. 11 января 2011

Возглавившему шествие протеста в Пекине художнику грозит тюрьма за нападение на милицию
В Пекине ожидается новый процесс по делу о нападении художника на группу милиционеров
Сторонник реальной многопартийности в Китае Го Цюань приговорен к 10 годам тюрьмы
Китайский художник Ай Вэйвэй намерен подать в суд в связи с избиением милиционерами

Ай Вэйвэй, цензура, Шанхай, Пекин

Previous post Next post
Up