SCMP: В материковом Китае процветает сообщество девушек, пишущих романы в стиле слэш-фикшн

Oct 29, 2010 13:43


В материковом Китае расширяется сообщество 'слэшеров' - девушек, пишущих романтические сочинения о любви между геями, констатирует гонконгская South China Morning Post.
Еще 6.45 утра, но Ли Кунью (Li Kunyu) уже встала с постели. Она загружает компьютер, чтобы просмотреть новые гей-романы, размещенные на популярном литературном сайте jjwxc.net, и проверить, не пропустила ли чего-нибудь интересного в обсуждениях, пока спала.

22-летняя девушка принадлежит к слэшерам, растущей группе молодых женщин материкового Китая в возрасте от 15 до 25 лет, которые происходят из разных мест, но разделяют одно пристрастие: слэш-фикшн. Это развлекательные сочинения, основанные на отношениях между персонажами одного пола, взятыми из популярных книжек, фильмов или телесериалов.

Ли пришла в этот жанр еще во время учебы в старшей школе, когда встретила Slam Dunk - слэш-роман на основе одноименной культовой манга Такэхико Иноуэ (Takehiko Inoue). "Тогда я впервые услышала о слэш-фикшн", - говорит она. Однако "абсолютным слэшером" ее сделала другая книга - Zetsuai («Aбсолютная любовь»). Это трагическая история, в центре которой звездный рок-певец и способный футболист - они влюбляются и сохраняют свои отношения, несмотря на давление родственников, осуждение поклонников и социальную дискриминацию. "Гей-составляющая вначале меня удивила, - с горящими глазами вспоминает Ли. - Я не могла понять, как мужчина может влюбиться в мужчину. Но то, как эти парни вели себя по отношению к своей любви, меня глубоко тронуло". Она даже в состоянии повторить наизусть самые запомнившиеся строки из этого романа: "Нет, я не гей - я просто люблю его, будь он собакой, кошкой или цветком, просто в силу его существования".

Становление слэш-фикшн на Западе можно отнести к 1970-м, когда фаны Star Trek впервые начали писать эротические повести, в основе которых были главные персонажи телесериала - капитан Кирк и Спок, обычно сокращенные до Kirk/Spock, где черта (слэш) обозначала отношения между ними. Подобная культура получила расцвет в Японии в 1960-е, когда несколько женщин-писателей начали создавать комиксы и романы о связях между привлекательными молодыми мужчинами. Именно влияние японской поп-культуры, в частности, анимэ, манга и игр, привело к появлению в материковом Китае слэш-фикшн как новой формы самовыражения.

После того, как в 1990-е в Китай пришла Zetsuai, романы и комиксы о гомосексуальной любви стали подпольным хитом среди девушек. К 1999 году материковый Китай обрел Slash Season - свой первый журнал на китайском, специализировавшийся на такого рода художественных повествованиях и комиксах.

Для преданных поклонниц вроде Ли романтическая гей-история представляет чистый идеал. "В слэш-фикшн почти каждый мужчина силен, очарователен и не допускает провала. В реальном мире окружающая среда для гомосексуалистов не вполне такова. Полагаю, единственная причина, побуждающая их оставаться вместе, это любовь". Ее пристрастие к слэш-фикшн росло под влиянием историй, написанных авторами стиля слэш, в особенности теми, что размещались на сайте jjwxc.net.

Этот сайт, созданный в 2003 году, быстро набрал аудиторию и насчитывает теперь 400 тысяч писателей и пять миллионов подписчиков, 93% из которых женщины. По сведениям самого сайта, каждую минуту здесь регистрируются 7 новых членов и публикуется одна новая история, плюс ежедневно на bbs сайта оставляется более 170 тысяч комментариев. И среди нескольких доступных категорий художественной литературы, включая wuxia - романы о боевых искусствах, научную фантастику и городские повести, слэш-фикшн по популярности на втором месте.

Авторы стиля слэш приходят, как правило, из числа студентов, белых воротничков и правительственных служащих. Многие проводят в работе над своими истории около двух часов в день, и плодовитый автор может зарабатывать до 10 тысяч юаней в месяц - совсем неплохо, если учесть, что зарплаты университетских выпускников начинаются с 2,5 тысяч юаней.

С того времени Ли, которая теперь постоянно высматривает "подозрительные отношения" между студентами мужского пола, сама представила историю - о любви двух милиционеров. И ответы читателей - к примеру, "читая вашу историю, ощущаешь тепло" - ее очень вдохновляют.

Но гомосексуальное сообщество рассматривает этот литературный тренд иначе. "Некоторые из моих друзей-геев с болью воспринимают существование таких историй, - говорит 25-летний гей, который предпочел скрыться за фамилией У. - Мы редко встречаем авторов стиля слэш в реальной жизни. Они совершенно идеализируют сообщество геев - их внешность, ситуацию в семье, даже секс. Далеко не каждый гей привлекателен как личность, и слэшеры ничего не знают о темных сторонах нашего образа жизни - таких как спид и преобладание беспорядочных половых связей".

Но для фанов вроде Ли смотреть на персонажей сквозь розовые очки проблемы не составляет: "Каждый любит красоту. Разве не такова человеческая природа? Каждая девушка мечтает о своем ‘очаровательном принце’". Все в большем количестве они кликают на панель слэшерских постов на крупнейшем материковом поисковике Baidu, где уже можно увидеть почти 1,5 млн таких постов. Многие также обмениваются информацией внутри 6 тысяч групп на QQ, самом популярном сервисе интернет-пейджинга в материковом Китае.

Из виртуального пространства фаны переходят к социальным событиям - таким, как ежегодная выставка в мае, которую устроил в Пекине студенческий клуб комиксов Linjie («На грани»). "Слэш является значимой темой в комиксах - большинство в нашем клубе составляют слэшеры", - отмечает возглавляющий Linjie студент университета, известный по нику Mouse. Эта ежегодная выставка представляет тысячи оригинальных произведений, включая журналы комиксов, периферийные продукты и слэш-фикшн. "В день к нам приходят более 6 тысяч посетителей, - констатирует Mouse. - Множество слэшеров, которые в повседневной жизни прячутся, таким образом знакомятся друг с другом. Заказы на наши комиксы поступают даже из-за рубежа".

Профессор социологии из Университета науки и технологии Huazhong Чжэн Даньдань (Zheng Dandan) связывает рост интереса к слэшерам с насущной проблемой гендерного неравенства. "Слэш-фикшн почти исключительно берет темы мужской гомосексуальности, поскольку в большинстве сфер общества по-прежнему доминируют мужчины. Слэшеры любят читать истории, в которых любовники равны [по социальному статусу], так что отнюдь не удивительно, что они не ощущают себя удобно в тех ролях, какие отводятся женщинам в традиционных детективах, шпионской и приключенческой литературе, - говорит она. - Рост влияния слэшеров и слэш-фикшн является признаком того, что самосознание китайских женщин пробуждается". В прошлом, подчеркивает она, женщины обычно рассматривались мужчинами как объекты, однако с появлением слэшеров взаимоотношения постепенно меняются.

Впрочем, некоторые психологи высказывают опасения, что впечатлительные юные девушки могут запутаться, если станут излишне отождествлять себя с романтикой слэш-фикшн. "Большинство слэшеров еще в подростковом возрасте, и их самосознание может пойти вразнос, если они заменят социальный опыт чтением", - считает Цзя Сяомин (Jia Xiaoming) из Пекинского технологического института.

Однако Ли Кунъю отвергает подобную заботу, отмечая, что фан-сообщество слэшеров - это только фаза жизни. "Сейчас это новое явление, но надеюсь, что никто не станет считать меня фриком на протяжении десятилетий, - смеется она. - Надеюсь, что будут говорить так: `Ты была слэшером? Ничего особенного'. Это так же, как с моей любовью к романтическим историям с Тайваня, когда мне было много меньше лет".


 Zetsuai

интернет, Япония, Китай

Previous post Next post
Up