Около ста журналистов занесены властями материкового Китая в “черный список” в 2009 году

Apr 10, 2010 03:28

За 2009 год чиновники материкового Китая внесли в “черный список” около ста журналистов, из которых более 20 обвинены в противозаконной деятельности.

Помимо этого, как сообщила 7 апреля на совещании с участием редакторов газет и иных периодических изданий в Шэньяне заместитель начальника госуправления по делам печати и издательств (Gapp) Ли Дундун (李東東), более десятка газет, включая выходящую в Гуанчжоу 21st Century Business Herald, Beijing Times и Money Week, получили в 2009 году предостережения или были принуждены приостановить выпуск “для исправления недостоверных репортажей”. Никаких подробностей по поводу этих репортажей она не привела.

Тогда как начальник Gapp Лю Биньцзе заявил на том же совещании, что следует "настойчиво проводить работу" по прекращению выпуска газет и периодических изданий, “имеющих неясную ориентацию, не соответствующих требованиям популярности или не приносящих прибыли”. Он потребовал от чиновников на местах, ссылаясь на серьезные нарушения законов и постановлений, отзывать у редакций таких газет и периодики лицензии на издательскую деятельность.

“Уход подобных изданий с рынка, принудительное слияние или поглощение другими, оптимизирует структуру газетно-издательской индустрии, улучшив соответствие периодики запросам рынка”, - цитирует его China Daily. Лю Биньцзе, пребыванию которого на посту начальника Gapp исполняется в апреле три года, уточнил, что в рамках такой «оптимизации» за 2009 год закрыты 188 внутренних газет и периодических изданий материкового Китая.

По данным Gapp, в 2008 году в Китае выпускались 1943 газеты и 9821 периодическое издание. Очевидно, пекинские цензоры - Лю Биньцзе возглавляет как управление по делам печати и издательств, так и государственное управление по авторским правам, - намерены окончательно расправиться с серьезными изданиями, оставив для внутреннего пользования только газеты, публикующие пропагандистские перепечатки и так называемые популярные заметки новости, предназначенные для простонародья.

С этой же целью создается “черный список” журналистов, которые должны быть отстранены от работы с новостями. Стоит отметить, что никаких подробностей о том, по каким причинам были внесены в этот список те или иные журналисты в 2009 году, Ли Дундун не привела, указав только на эпизоды вымогательства, которые, как правило, становятся известны в ходе расследования крупных аварий на шахтах. “Мы должны расширить охват усилий в работе с такими скандальными случаями вымогательства в среде прессы”, - цитирует ее China Daily.

В преддверии совещания Gapp распространило 30 марта уведомление о наказаниях, которым подверглись 10 журналистов в связи с повлекшей человеческие жертвы аварией на угольной шахте в уезде Вэйсянь (Weixian) города Чжанцзякоу в провинции Хэбэй. Как говорится в заметке Сhina Daily, 9 журналистов, представляющих редакции 8 периодических изданий, приговорены к тюремному заключению на срок от полутора до 16 лет по обвинению в получении платы за молчание от владельца шахты.

Осужденный на 16 лет тюрьмы Ли Цзюньци (Li Junqi), возглавлявший отделение редакции общенациональной газеты Farmer's Daily в провинции Хэбэй, получил от владельца шахты 200 тысяч юаней (29 тысяч долларов). Решением Gapp редакция Farmer's Daily оштрафована на 30 тысяч юаней, а ее отделение в Хэбэй закрыто. В этом деле упоминаются еще пять отраслевых газет, включая Consumption Daily, а также два местных журнала, говорится в уведомлении пекинского управления.

Еще один, также получивший взятку от хозяина этой шахты за отказ от репортажа о произошедшем 14 июля 2008 года взрыве, в результате которого погибли 35 человек, лишен права работать в прессе. Неясно, уточняет ли Gapp, на каком основании он избежал уголовного преследования в отличие от остальных девяти.

В завершение Gapp объявило о запланированной на общенациональном уровне проверке журналистов на предмет получения взяток или причастности к шантажу, предложив населению доносить о подозрительных публикациях в прессе. При этом, по словам Ли Дундун, в 2009 году Gapp изучило 556 таких донесений от общественности, в том числе 76 по поводу получения взяток или шантажа со стороны журналистов.

Известно, что журналисты в материковом Китае, пользуясь тем, что публикации в прессе являются обычно отражением официальной позиции однопартийного режима, нередко получают "писательские взносы" от корпораций и чиновников низшего уровня. С другой стороны, сотрудники прессы постоянно находятся под угрозой запрета или преследований, если влиятельным чиновникам покажется, что их публикации выходят за рамки цензуры.

Между тeм министерство здравоохранения КНР выступило 6 апреля с очередным разоблачением репортажа, появившегося 17 марта на страницах выходящей в Пекине газеты China Economic Times ("Китайское экономическое обозрение"), где говорилось, что в период с 2006 по 2008 год после вакцинации от от энцефалита, гепатита В, бешенства и других болезней 4 детей умерли, а еще 74 заболели, иногда с тяжелыми последствиями.

Репортаж "в основном является неправдой", немедленно откликнулся комитет по здравоохранению провинции Шаньси, однако газета, издающаяся под эгидой центра по изучению проблем развития при Госсовете КНР, заявила 18 марта на своем сайте, что "категорически возражает" против подобной оценки результатов журналистского расследования.

Вступив в редкую полемику с чиновниками, редакция газеты подчеркнула, что репортер Ван Кэцинь (Wang Keqin) занимался расследованием в течение полугода, встретившись с семьями заболевших детей и собрав детальные свидетельства того, что случившееся следует связывать с низким качеством вакцин.

Сотрудник центра по контролю и профилактике инфекционных заболеваний провинции Шаньси Чэнь Таоань (Chen Taoan), который в течение трех лет пытался привлечь внимание ответственных лиц к тому, что упаковки с вакцинами грузятся в неприспособленном помещении, иногда часами оставаясь на жаре, тогда как системы охлаждения в автомобилях, развозящих эти упаковки по провинции, обычно неисправны. Транспортировка и хранение вакцин должны осуществляться при температурах от 2 до 8 C, а некоторые требуют хранения при -20 C - из-за нарушения этих условий вакцины могут представлять опасность, указывал он в репортаже. Министерство здравоохранения также поспешило вступить в спор, заявив 17 марта, что в конце 2008 года уже провело проверку сообщений о низкокачественных вакцинах, не найдя никаких проблем.

"Я видел доклад об этой проверке, но он касался случайно выбранных образцов, а не особого изучения проблемных вакцин, - сказал Чэнь Таоань гонконгской South China Morning Post 18 марта. - И как изучение вакцины в конце 2008 года могло помочь обнаружению проблем с вакцинами, использовавшимися в 2006 и 2007 годах? Такая проверка не имела смысла".

Лишь 6 апреля представитель министерства здравоохранения КНР Дэн Хайхуа подтвердил, что в провинции Шаньси «в связи со сделанной им прививкой» заболели три ребенка. По его словам, направленная в Шаньси в период с 19 марта по 1 апреля рабочая группа министерства изучила истории болезней 15 детей, имена которых приводились в репортаже, посетив 11 из них и пообщавшись с родителями четырех погибших детей. "Причины заболеваний остальных 12 детей не имеют отношения к вакцине", - сказал он.

Как сказал Дэн Хайхуа, причинами смерти двоих детей стали энцефалит и эпилепсия; еще в двух случаях указаны подозрение на энцефалит и дыхательную недостаточность.

Минздрав поспешил опровергнуть также появившиеся в прессе сведения, что выпускающая вакцины пекинская компания ‘Хуавэй’ имеет финансовые связи с центром по контролю и профилактике инфекционных заболеваний провинции Шаньси, отметив только, что между ними существовали какие-то "проблемы в использовании вакцин".

Однако родители заболевших детей, возлагавшие большие надежды на группу из министерства, заявили South China Morning Post, что не удовлетворены ее выводами и намерены добиваться правды. "Эти врачи - я слышала, что один из них был прислан министерством здравоохранения - просто поговорили с нами, не осуществив никаких проверок. Они даже не взяли медицинскую карту Лили, уехав без какого-либо заключения. Я все еще жду официального результата", - сказала тетя 11-летней Лили из Тайюаня, у которой через два месяца после прививок, сделанных в октябре и ноябре 2007 года, начались припадки. "Я только хочу знать, были ли эти вакцины хорошими или низкокачественными. Могут они дать мне авторитетный отчет по этому поводу - иначе как они смогут убедить меня, что между заболеванием и вакцинами не было никакой связи?" - добавляет она.

Отец 6-летнего мальчика отмечает, что его сын был совершенно здоров, пока через пять дней после двух прививок у него не началась рвота. "Врач осмотрел моего сына за пять минут и уехал, - говорит Ли Чанцинь (Li Changqin). - Они послушали его сердце, постучали по ноге, и измерили его голову. Сказали только, что у него большая голова - я не могу принять такой результат".
Инициатор кампании в защиту жертв загрязненного меламином молока не признал себя виновным в суде
Скандал: китайская цензура в качестве почетного гостя Франкфуртской книжной ярмарки
Власти Синьцзяна обвинили гонконгских журналистов в подстрекательских жестах
Подвергнувшаяся задержанию в провинции Сычуань гонконгская журналистка по-прежнему ждет объяснений

цензура, пресса, Китай

Previous post Next post
Up