Скандал: китайская цензура в качестве почетного гостя Франкфуртской книжной ярмарки

Sep 27, 2009 05:21

Китайский писатель и политический диссидент Ляо Иу (Liao Yiwu), приглашенный на связанное с Франкфуртской книжной ярмаркой мероприятие в Берлине, сообщил 23 сентября, что пекинский режим препятствует его поездке в Германию.

Новый виток в скандале, запущенном в ходе подготовки конференции "Китай и мир: восприятие и действительность", наверняка заставит организаторов ярмарки прийти к грустному выводу: Китай, несмотря на возросшее экономическое влияние, пока не готов к участию в таких престижных культурных событиях.

"Представители китайской госбезопасности заявили, что не позволят мне лететь в Германию", - сказал Ляо Иу, известный также, как журналист, музыкант и поэт, газете Süddeutsche Zeitung, добавив, что получил формальное приглашение из ФРГ и имеет действующий паспорт, но после этого вынужден будет остаться в Китaе.

Приглашение 50-летнему автору, в период между 1990-м и 1994 годами отбывавшему тюремный срок за оппозиционные высказывания против пекинского режима, направил берлинский Haus der Kulturen der Welt {“Дом культур мира”}, где проводятся выставки, представляющие культуры народов, живущих за пределами Европы. Вместе с другими китайскими писателями Ляо должен был принять участие в намеченной на 10 октября в Берлине открытой дискуссии, организуемой в связи с Франкфуртской книжной ярмаркой, где Китай с 14 по 18 октября будет выступать в качестве почетного гостя.

Всего две недели назад, 12 сентября, на конференции "Китай и мир: восприятие и действительность", которая, как предполагалось, позволит преодолеть некоторые предрассудки в отношении почетного гостя Франкфуртской книжной ярмарки, произошел дипломатический инцидент. Уступив настойчивым требованиям Пекина, организаторы отозвали приглашения, направленные нескольким писателям, в числе которых были экологическая активистка Дай Цин (Dai Qing) и поэт Бэй Лин (Bei Ling).

Хотя приглашения были отозваны, живущие в изгнании в США Дай Цин и Бэй Лин все же появились на конференции в качестве гостей. Члены официальной делегации Китая тут же покинули зал в знак протеста, и вернулись только после того, как директор Франкфуртской международной книжной ярмарки Юрген Бооз (Juergen Boos) принес бессильные извинения. Бывший посол КНР в Германии Мэй Чжаожун (Mei Zhaorong) заявил, что немецкие хозяева изменили программу конференции, не предупредив делегацию из Пекина. "Мы сюда приехали не для того, чтобы нас учили демократии, - резко ткнул он. - Эти времена прошли".

«Стало ясно, что литературные и идеологические чиновники не питают никакого уважения ни к свободе слова, ни хотя бы к столь гостеприимно принимающей их ярмарке», подчеркивает в комментарии «Добро пожаловать, цензура!» обозреватель Deutsche Welle Ефим Шуман.

Дай Цин, которую считают одной из лучших в сфере журналистских расследований, смогла получить германскую визу как гость отделения PEN-клуба в ФРГ. "Когда в Франкфурте проводится международная конференция, то китайские авторы должны иметь доступ к микрофону, если центральной темой является китайская литература, - отмечает она. - Должны быть представлены какие-то ясные аргументы, почему мне нельзя выразить свои мысли".

Бэй Лин как раз намеревался поговорить на конференции о цензуре и самоцензуре. В 2000 году он был арестован в Китае за "нелегальные публикации", но вскоре вышел на свободу благодаря вмешательству США. "По моим ощущениям, очень унизительно, если организаторы Франкфуртской книжной ярмарки не могут сказать 'нет' и не в состоянии контролировать ситуацию, - сказал он агентству dpa. - Решив в этом году сделать почетным гостем Китай, им пришлось столкнуться со всякими подобными сложностями. Но некоторые вещи - такие, как свобода слова - невозможно отменить".

Глава отделения PEN-клуба в ФРГ Херберт Визнер (Herbert Wiesner) в интервью берлинской общественной радиостанции RBB уже высказал мнение, что Германии не следовало бы позволять Китаю шантажировать себя на Франкфуртской книжной ярмарке, и что эту страну рановато приглашать на такое событие. "Это мы могли понять по опыту Олимпиады, - отметил он. - Думаю, что поступили несколько поспешно. Китай во многих отношениях зрелая страна, но явно не в этом".

Со своей стороны, Юрген Бооз в интервью журналу Spiegel заявил, что Франкфуртская книжная ярмарка даже "слишком поздно" направила приглашение Пекину. "Когда страна проходит такую мощную трансформацию, невозможно выступить слишком рано", - считает он. По его мнению, критические вопросы, которые неизбежно будут подняты в Франкфурте, "окажут положительное воздействие на широту дискуссий внутри Китая. Конечно, для нас на Западе все идет недостаточно быстро, но надо использовать любую возможность продвинуться вперед хотя бы на миллиметр. Пять лет назад в Пекине не было ни одного книжного магазина, но теперь есть - и это место, где интеллектуалы и писатели встречаются и обсуждают практически все темы. Несмотря на всю критику по поводу скорости, с которой происходит эта трансформация, прогресс налицо".

Эрик Абрахамсен (Eric Abrahamsen), оказывающий услуги консультанта по вопросу подбора членов делегации КНР для Франкфуртской книжной ярмарки, напоминает, что китайское руководство стремится не только держать под контролем публичную дискуссию внутри страны, но еще более чувствительно относится к тому, что представлять на суд иностранных читателей. "Они будут нередко уклоняться от обсуждения вопроса, о котором можно писать и говорить внутри Китая, поскольку тема считается какой-то раздражающей или неверно истолкованной", - отметил Абрахамсен в беседе с VOA News.

На ярмарку приедут некоторые авторы, пишущие о достаточно спорных для китайского общества вопросах, но Пекин постарается загнать их в тень, чтобы представить более выхолощенную версию китайской литературы, отмечает он. Китайская делегация особо позаботится о том, чтобы избежать любых упоминаний о ‘культурной революции’ в своих презентациях, добавляет Абрахамсен.

В качестве почетного гостя Франкфуртской книжной ярмарки Китай вкладывает больше средств, чем многие другие страны. Правительство направило на это событие 15 млн долларов и более 2 тысяч издателей, художников, журналистов и писателей. Но едва ли стоит сомневаться, что китайская делегация снова прибегнет к бойкоту, как только появятся некоторые участники ярмарки - такие, как Ребия Кадир и посланник Далай-ламы, присутствие которых запланировано.

«Слишком велика пропасть между "коммунистической манией" тотального контроля, как выразился один из немецких журналистов, и западными представлениями о свободе печати и свободе слова, которые, между прочим, "прописаны" и в конституции Китайской Народной Республики», подчеркивает в своем комментарии Ефим Шуман.


Бэй Лин все же намерен выступить на Франкфуртской книжной ярмарке в октябре 2009

ФРГ, цензура, Китай

Previous post Next post
Up