Официальный комментарий не рассеял сумрак вокруг судьбы пропавшего правозащитника Гао Чжишэна

Jan 22, 2010 22:47

Власти материкового Китая дали официальный комментарий по вопросу о судьбе бесследно пропавшего правозащитника Гао Чжишэна (高智晟), заявив, что он находится "там, где должен быть", но этот ответ ничуть не рассеял сгустившийся вокруг него сумрак.

“Соответствующие органы юстиции приняли решение по его делу, и мы должны заявить, что этот человек, в соответствии с законодательством, находится там, где ему следует быть”, - заявил официальный представитель министерства иностранных дел КНР Ма Чжаосюй. Этот туманный ответ прозвучал, как сообщает Canadian Press, в ходе регулярной пресс-конференции 21 января в Пекине, однако на сайте МИД КНР нет ни ответа, ни вопроса, касающегося Гао.

По формулировке “там, где должен быть” можно предположить, что Гао Чжишэн по-прежнему находится под стражей. Он был задержан около 4 февраля 2009 года, вскоре после того, как его супруга и двое детей, измученные непрерывными преследованиями со стороны агентов государственной безопасности бежали из Китая в Таиланд. В настоящее время они получили убежище в Соединенных Штатах. Гао Чжишэн должен с тех пор оставаться в распоряжении милиции, хотя его семья, друзья и адвокаты не получили никакой официальной информации о нем.

То, что Ма Чжаосюй сослался на решение “соответствующих органов” юстиции и отослал к ним за подробностями, отметив, “что касается того, чем он конкретно занят, я не знаю”, указывает на совершенно неясную ситуацию. Даже в наиболее щекотливых делах, связанных с диссидентами, такие простые факты, как аресты, предъявление обвинений и судебные процессы обычно не скрывались от публики, хотя сами обвинения звучали расплывчато и процессы проходили в закрытом режиме.

Не получая в течение 11 месяцев никаких сведений о положении своего младшего брата, Гао Чжии (高智义) отправился из своего дома в провинции Шэньси в Пекин, чтобы подать властям петицию с просьбой предоставить информацию о нем. По его словам, один из участвовавших в задержании Гао офицеров милиции в Пекине сообщил, что с 25 сентября 2009 года правозащитник “пропал без вести”.

Естественно, это вызвало опасения по поводу того, остается ли Гао Чжишэн еще в живых. Комментарии китайского дипломата, которые адвокат Гао назвал “предельно неискренними”, не позволяют отбросить эти опасения. “Этот случай является отражением ситуации с правами человека в Китае”, - сказал Ли Фанпин.

Влиятельная правозащитная организация Amnesty International указывает, что по законодательству материкового Китая власти обязаны предоставить семье Гао информацию о его местонахождении. “Постоянные заверения, что власти действуют в соответствии с законом, оказываются пустой болтовней, если так очевидно, что китайское законодательство игнорируется”, - заявила Розанна Райф, заместитель директора программы Amnesty International по Азиатско-Тихоокеанскому региону.

9 февраля 2009 года, через пять дней после того, как Гао Чжишэн был взят милицией в Пекине, напоминает Sydney Morning Herald, друзья опубликовали открытое письмо, где он подробно описал 10 дней пыток в сентябре 2007 года, когда мучители подвергали его тело жестоким избиениям, ударам электрического тока и даже протыкали зубочистками, за которыми последовали недели издевательств над чувствами.

Пытавшие его лица говорили, что "дяди" в аппарате госбезопасности испытывают личный интерес к его делу из-за того, что он неоднократно публично жаловался на жестокое обращение: “Знаешь, Гао, сегодня дяди хотят только того, чтобы твоя жизнь стала хуже смерти. Я тебе скажу, что твой вопрос - не только дело между тобой и правительством”. “Каждый раз, когда меня пытали, мне всегда угрожали, что если я потом разболтаю, что со мной происходило, меня станут пытать снова, но, говорили мне, 'на этот раз перед твоей женой и детьми'”, сообщалось в этом открытом письме.

Названный в 2001 году в публикации министерства юстиции КНР “одним из десяти лучших адвокатов Китая”, Гао самостоятельно стал профессиональным юристом. На его счету дела по защите людей, пострадавших от самых вопиющих и политически неоднозначных случаев нарушения прав человека со стороны милиции и других правительственных органов, в том числе жертв экспроприации земельных участков. В октябре 2005 года он написал три письма председателю КНР Ху Цзиньтао и премьеру Вэню Цзябао, в которых призвал их остановить пытки и жестокое обращение с задержанными практикующими ‘Фалуньгун’, а также гонения на членов незарегистрированных христианских общин и активистов демократического движения.


Гао Чжишэн. Пекин, 24 февраля 2006

диссидент, произвол, Пекин, милиция, Китай

Previous post Next post
Up