Уйгуры Кашгара встретили праздник Ид аль-Адха в условиях военного положения

Nov 30, 2009 23:25

Главный праздник мусульман Ид аль-Адха уйгуры Кашгара встретили в условиях военного положения: как пишет South China Morning Post, все подходы и площадь возле знаменитой мечети Ид Ках были заняты отрядами вооруженной милиции. На крышах окружающих зданий с биноклями и камерами стояли агенты безопасности. Несмотря на это, утром 28 ноября десятки тысяч мусульман заполнили площадь перед мечетью, чтобы совместно отметить праздник, известный также под названием Курбан-байрам, день жертвоприношения Аллаху.

Все другие мечети Кашгара, древнего торгового центра «Шелкового пути» на юге Синьцзяна, также были окружены солдатами вооруженной милиции. “Говорят, что это для нашей безопасности, - отметил 24-летний Сидике (Sidike), сотрудник отеля неподалеку от мечети Ид Ках. - Но в прошлые праздники у нас никогда не было проблем”. По его словам, обычно отель был заполнен зарубежными туристами, но в этом году лишь несколько иностранных лиц. Взамен на улицах появились военные грузовики с красными транспарантами на бортах с формальными призывами “охранять этническую солидарность” и “сепаратизм несет беду, тогда как стабильность порождает счастье”.

“Не хочу делать лишних предположений. Наверняка это из-за ‘инцидента’. Подобное было также в Рамадан”, - говорит Сидике, имея в виду граничащие с военным положением меры, введенные после “инцидента 5 июля”, когда в Урумчи произошли межэтнические беспорядки. Уйгуры в Кашгаре опасаются говорить об этом - за разговоры об “инциденте” можно попасть в отделение милиции на беседу по “перевоспитанию”.

Из-за отсутствия туристов сократился и местный бизнес. 17-летний Мамат, выставивший стойку с фотографиями туристов возле мечети Ид Ках, говорит, что перед “инцидентом” выручал в месяц 3 тысячи юаней, а теперь его доход не превышает тысячу. “Может, из-за праздника у меня сегодня 30 клиентов, - сказал Мамат 28 ноября. - Много лучше, чем вчера, когда было только пять”.

И все же перед началом Курбан-байрама одна из главных торговых улиц Nuoerbeixi, ведущая к мечети Ид Ках, была заполнена жертвенными баранами. Уйгуры стремились купить упитанное животное, которое, в соответствии с традицией, убивается отнюдь не для того, чтобы умилостивить Бога, но для обеспечения общины мясом. В Урумчи, как сообщает Синьхуа, в мечеть Han Tangre, неподалеку от центра города, также пришли утром около тысячи мусульман в праздничных одеждах, но больше никаких подробностей о том, что происходит в столице Синьцзяна, государственное агентство не приводит.

Ид аль-Адха для уйгурских мусульман - семейный праздник. Те, кто работает вдали от дома, если получается, возвращаются с подарками. Все надевают обновки; детям дарят пять-десять юаней на карманные расходы. В течение праздника - в регионе, как сообщает Синьхуа, объявлены выходными пять дней - мусульмане навещают друг друга, готовят торжественное угощение, исполняют традиционные песни и танцы.

В одной из семей Кашгара, где побывали журналисты гонконгской газеты, за праздничным столом не было средней дочери, самой способной из трех. Из-за учебы Нюрье (Nuerye) осталась в общежитии университета, и могла только жаловаться по телефону, что ей трудно привыкнуть к китайской еде в столовой и наладить дружеские отношения с ханьскими студентками. “Отцу нелегко дать образование трем девочкам, - рассказала старшая дочь Гули. - Мы, конечно, боялись за Нюрье после ‘инцидента’, но пришлось отправить ее в университет”.

Абдулла, хозяин небольшого ресторанчика, закончил только три класса начальной школы. У его жены также невысокое образование. Они хотят, чтобы у дочерей (младшей еще 17 лет) было знание путунхуа и университетский диплом. Гули, учительница в старшей школе, зарабатывает 1200 юаней - ей пока не хватает на машину для поездок из дома в уезд, где она работает. Но она счастлива, что хотя бы имеет работу. “У меня одно пожелание в этом году - чтобы семья была в безопасности и надежности, - говорит Абдулла. - Очень простое пожелание”.

Знание путунхуа, как выяснилось, является для 11 миллионов мусульман региона, среди которых представители 10 этнических групп, в том числе уйгуры, казахи и хуэй, действительно вопросом безопасности. 27 ноября в Урумчи были представлены два сборника общегосударственных и местных законов и постановлений на уйгурском языке. По информации Синьхуа, это переведенные с путунхуа тексты 200 законов, принятых в стране в период с 1979 по 2009 годы, и 98 районных постановлений и резолюций, утвержденных на местном уровне с 1998 по ноябрь 2009 года.

"Синьцзян - это регион, где проживают совместно различные этнические группы и имеется множество местных наречий", - отметил председатель постоянного комитета собрания народных представителей Синьцзян-Уйгурского автономного района Элиджан Имибакхи (Eligen Imibakhi).

"Многие представители меньшинств, особенно крестьяне и скотоводы, не знают китайский язык и иероглифы. Им необходимо изучать законодательство страны на своем языке", - впервые откровенно признал он, добавив, что эти издания должны сделать свой вклад в правовую систему Синьцзяна. Едва ли требуется пояснять, что до этого упомянутые уйгурские крестьяне могли оставаться в буквальном смысле “вне закона”.



Около 150 тысяч мусульман собрались под открытым небом на праздник Ид аль-Адха в Большой мечети Дунгуань. Синин, провинция Цинхай, 27 ноября 2009
В Синьцзяне казнены первые 9 осужденных в связи с июльскими беспорядками
Традиционный день траура в ханьских семьях Урумчи прошел в условиях военного положения
Мусульмане Урумчи отвергли навязанный властями запрет на пятничную молитву

уйгуры, мусульмане, Китай

Previous post Next post
Up