Высший суд Тайваня отменил обвинительные приговоры в отношении семи активистов движения Sunflower 2014 года, шедших в первых рядах протестующих во время акции по занятию комплекса исполнительного юаня (EY), как называется правительство страны. Постановление, вынесенное 8 октября, обжалованию не подлежит.
Этому оправданию предшествовали:
заявление прокуратуры дистрикта Тайбэй 10 февраля 2015 года, обвинившей активистов в подстрекательстве к совершению преступления и прочих нарушениях закона; оправдательный вердикт суда дистрикта Тайбэй три года спустя; обвинительный вердикт высшего суда в апреле 2020 года; постановление верховного суда в январе 2021 года о пересмотре приговоров на том основании, что обвиняемые воспользовались “правом на сопротивление” или "гражданское неповиновение" как частью права на свободу выражения мнений.
Как
заявил высший суд 8 октября, роль обвиняемых в оккупации комплекса исполнительного юаня была переопределена как содействие (assisting), а не подстрекательство протестующих. Суд подчеркнул, что исполнительный юань снял обвинения против них и дела уже закрыты.
Вспыхнувшие весной 2014 года акции протеста были вызваны решением партии Гоминьдан (KMT), на тот момент правящей, провести скоропалительное подписание соглашения о торговле услугами (CSSTA) с Китаем. Демонстрации, участники которых держали в руках подсолнухи, стали известны как движение Sunflower.
18 марта 2014 года молодые активисты, по большей части студенты, "оккупировали" главный зал законодательного юаня (LY). Они продержались в здании парламента почти 23 дня.
Протестующие, среди которых была и эта семерка активистов, пытались также войти в здание исполнительного юаня, но в ночь с 23 на 24 марта 2014-го они были
жестоко разогнаны полицией с применением водометов.
22 активиста движения Sunflower, проходившие по делу о вторжении в главный зал законодательного юаня, были
оправданы судом дистрикта Тайбэй. Как сообщил журналистам 31 марта 2017 года главный судья, в ходе разбирательства комиссия из трех судей рассмотрела теорию и практику, касающуюся концепции гражданского неповиновения, изучив литературу и материалы исследований по данной теме. В вердикте суда указывалось, что обвиняемые действовали в соответствии с семью главными условиями гражданского неповиновения.
10 апреля 2017-го суд дистрикта Тайбэй вынес оправдательный вердикт в отношении 10 обвиняемых из 21, проходивших по делу о вторжении в EY, сняв с них обвинения в подстрекательстве к преступлению и в краже. 11 остальных были признаны виновными - восемь в воспрепятствовании работе официального учреждения и трое в порче государственного имущества - и приговорены к тюремному заключению на срок от трех до пяти месяцев.
Прокуратура обжаловала оправдательный вердикт в высшем суде, который 28 апреля 2020 года вынес иное постановление по тому же делу. Семь активистов, в том числе Дэннис Вэй (魏揚), Йоши Лю (劉敬文) и Чэнь Дин-хао (陳廷豪), были теперь признаны виновными в “подстрекательстве к преступлению” и приговорены к тюремному заключению на срок от двух до четырех месяцев. Все приговоры предусматривают выплату штрафа, обычно в размере от 1 тысячи до 2 тысяч новых тайваньских долларов за день.
Высший суд тогда же утвердил приговоры в отношении 10 других обвиняемых. Еще один, Хуан Мао-чжи (黃茂吉), приговоренный к пяти месяцам, не стал обжаловать вердикт нижестоящего суда.
“Вэй и остальные писали обращения и призывали людей брать пример с проходившей в то время оккупации законодательного юаня и оккупировать исполнительный юань. При объективном и субъективном рассмотрении они имели умысел подстрекать других к совершению преступления”,
цитировала постановление высшего суда Taipei Times.
Дэннис Вэй и остальные активисты движения Sunflower обжаловали данный вердикт в верховном суде, который 18 января 2021 года отменил приговоры и вернул дело в высший суд, сославшись на то, что обвиняемые воспользовались своим “правом на сопротивление” или “гражданское неповиновение” как частью права на свободу выражения мнений.
Верховный суд отметил, что “право на сопротивление” используется для защиты и восстановления демократического конституционного порядка и является законным и легитимным по Конституции”, Хотя Конституция не определяет “право на сопротивление” явным образом, “его следует признавать, основываясь на конституционных принципах в рамках народного суверенитета”.
В постановлении подчеркивалось также, что высший суд как не принял во внимание мотивы действий обвиняемых, так и не провел тщательного исследования и не разъяснил, составляют ли действия обвиняемых преступление в форме подстрекательства других к совершению преступлений.
Здесь уместно напомнить комментарий, который Дэннис Вэй дал по поводу обвинительного постановления высшего суда в апреле 2020 года. Это постановление показывает, что прокуроры и судьи рассматривают протестующих как людей, неспособных думать самостоятельно, как гопников, следующих за действиями толпы,
сказал он журналистам, ожидавшим перед зданием суда: “Это решение оскорбляет всякого, кто участвовал в акции той ночью. Это оскорбление не только для нашей семерки, но и для десятков тысяч тайваньцев, принимавших участие в движении Sunflower”.