Юлшул, Кхам: защитник прав тибетцев на двуязычное образование вышел из тюрьмы на неясных условиях

Jan 31, 2021 04:52

Таши Вангчук (Tashi Wangchuk), тибетский предприниматель из региона Юлшул исторической провинции Кхам (кит. Юйшу-тибетский округ провинции Цинхай), защищавший право тибетцев на двуязычное образование, вышел из тюрьмы после отбытия 5-летнего срока заключения. Пока неясно, на каких условиях ему позволили вернуться домой.

Таши Вангчук, которому сейчас около 35 лет, находился за решеткой с января 2016 года. 22 мая 2018 года китайский суд приговорил его к 5 годам лишения свободы по притянутому обвинению в "подстрекательстве к сепаратизму".

Таши Вангчук был доставлен в дом семьи своей сестры в Юйшу, сообщил адвокат Лян Сяоцзюнь (梁小軍). Однако первоначальные попытки связаться с ним ничего не дали, сообщил адвокат в одном интервью. "Его сводный брат рассказал по телефону, что он здоров, но мне еще не прислали его фотографию", и это может подразумевать, что он "не вполне свободен". Есть опасения, что Таши Вангчук еще на пять лет останется под ограничениями определенных действий.

Директор по исследованиям PEN America Джеймс Тагер (Jamew Tager) отметил, что Таши Вангчук "несправедливо провел годы за решеткой": "Мы очень рады узнать, что Таши вышел на свободу после тюремного срока, который вообще не должен был отсиживать. Разговаривать на родном языке - это не преступление". "Призываем китайское правительство снять с него все ограничения и прекратить преследовать защитников языковых прав", говорится в его заявлении.

Напомним, что Таши Вангчук не признал себя виновным в ходе всего процесса. Он обжаловал приговор, но в августе 2018-го его апелляция была оставлена без удовлетворения. 15 января 2019 года адвокат Линь Цилэй (蔺其磊) отправился в тюрьму Dongchuan ("Дунчуань") в городе Синин, столице провинции Цинхай, чтобы ознакомиться с его состоянием и обсудить подачу новой апелляции. Но администрация тюрьмы отказала в свидании, сославшись на то, что дело "щекотливое" и требуется разрешение вышестоящего начальства на уровне провинции. Хотя Таши Вангчук подчиняется "правилам распорядка", виновным себя так и не признал.

В качестве доказательства в суде использовался документальный фильм, снятый журналистами New York Times, посредством которого, как утверждали представители обвинения, Таши Вангчук умышленно разжигал "сепаратизм", намереваясь "очернить" имидж китайского правительства на международной арене и его политику в отношении этнических меньшинств.

В 9-минутном фильме показано, как Таши Вангчук ездил в Пекин и посещал учреждения правительства и суда с целью подачи петиций, требующих обеспечить гарантированные законом права на получение образования на родном языке. Он обращался за помощью в юридические фирмы и на центральное телевидение CCTV, но без успеха.

В репортаже New York Times, опубликованном в ноябре 2015 года, Таши Вангчук рассказал, что начал высказываться публично в защиту подлинно двуязычного образования, когда обнаружил, что не может найти для своих племянниц школу с обучением на тибетском языке. Китайские чиновники в регионе запретили монастырям и частной школе преподавать тибетский язык простым тибетцам. В государственных школах обучение на двух языках свелось к преподаванию тибетского как иностранного.

Он ясно подчеркивал, что не поддерживает идею независимости Тибета, но убежден, что тибетцам необходимо защищать свою культуру. Китайские чиновники используют традиционный для культуры кхам фестиваль скачек в пропагандистских целях, подчеркивал он. "Многие могут подумать, что Тибет развивается прекрасно и в правильном направлении после того, как посмотрят эти конные состязания", - приводит его слова New York Times в другом репортаже с фестиваля в округе Юйшу.

С тех пор, как Таши Вангчук оказался под стражей, давление на языки меньшинств в Китае возрастает, заявил Джеральд Роше (Gerald Roche), антрополог из La Trobe University в Австралии, занимающийся проблемой угрозы исчезновения тибетских диалектов. "Хотя политика формально не менялась, ситуация стала намного хуже", отметил он в email для New York Times. Местные языки, констатирует он, "вследствие весьма слабой защиты, предоставленной им законодательством, стали уязвимыми".

В период с 1998 по 2016 год 11810 человек предстали перед китайскими судьями по обвинениям в сепаратизме или подстрекательстве к сепаратизму, из них были оправданы только 15. Таковы данные официальной статистики, собранные правозащитной организацией Dui Hua Foundation из Сан-Франциско.

Тибет, язык

Previous post Next post
Up