33-летний Таши Вангчук, тибетский предприниматель из региона Юлшул исторической провинции Кхам (кит. Юйшу-тибетский округ провинции Цинхай), выступивший в защиту прав тибетцев на двуязычное образование, приговорен китайским судом к 5 годам тюрьмы.
Оба его адвоката не смогли присутствовать на оглашении вердикта утром 22 мая, но подтвердили прессе, что тибетский активист намерен обжаловать приговор по обвинению в "подстрекательстве к сепаратизму".
Еще до вынесения вердикта Таши Вангчук "сказал нам, что в случае признания его виновным обжалует приговор", сообщил адвокат Линь Цилэй (蔺其磊).
В зале суда позволили находиться только двум членам его семьи, сообщил New York Times второй адвокат Лян Сяоцзюнь (梁小軍). Таши Вангчук сказал только, что вердикт ему "понятен", и более ничего.
Влиятельная правозащитная организация Amnesty International назвала приговор "огромной несправедливостью". Как отмечено в ее заявлении, “в этом документальном фильме подчеркивается, что Таши Вангчук просто пытался выразить свое мнение по поводу политики в сфере образования, используя вполне законные методы”.
“Он жестоко наказан за то, что мирным образом привлек внимание к систематическому вымыванию тибетской культуры. Характеризовать мирный активизм в защиту тибетского языка как ‘подстрекательство к сепаратизму’ выходит за пределы всякого абсурда", -
заявил директор исследовательского отдела Amnesty International по Восточной Азии Джошуа Розенцвейг (Joshua Rosenzweig).
В ходе судебного разбирательства 4 января, занявшего всего четыре часа, Таши Вангчук
заявил, что не признает себя виновным. В качестве доказательства
использовался документальный фильм, снятый журналистами New York Times, посредством которого, как утверждали представители обвинения, Таши Вангчук умышленно разжигал "сепаратизм", намереваясь "очернить" имидж китайского правительства на международной арене и его политику в отношении этнических меньшинств.
В коротком - 9 минут и 13 секунд - фильме показано, как Таши Вангчук ездил в Пекин и посещал учреждения правительства и суда с целью подачи петиций, требующих обеспечить гарантированные законом права на получение образования на родном языке. Он обращался за помощью в юридические фирмы и на центральное телевидение CCTV, но все было безуспешно.
В репортаже New York Times, опубликованном в ноябре 2015 года, Таши Вангчук рассказал, что начал высказываться публично в защиту подлинно двуязычного образования, когда обнаружил, что не может найти для своих племянниц школу с обучением на тибетском языке. Китайские чиновники в регионе запретили монастырям и частной школе преподавать тибетский язык простым тибетцам. В государственных школах обучение на двух языках свелось к преподаванию тибетского как иностранного.
Он ясно подчеркивал, что не поддерживает идею независимости Тибета, но убежден, что тибетцам необходимо защищать свою культуру. Китайские чиновники используют традиционный для культуры кхам фестиваль скачек в пропагандистских целях, подчеркивал он. "Многие могут подумать, что Тибет развивается прекрасно и в правильном направлении после того, как посмотрят эти конные состязания", -
приводит его слова New York Times в другом репортаже с фестиваля в округе Юйшу.
До
задержания в январе 2016-го Таши Вангчук управлял в Кьегудо (тибетское название города) небольшим магазином, а также торговал через сайт Taobao, принадлежащий гиганту интернет-коммерции Alibaba. Среди его товаров был растущий на Тибетском нагорье гриб-гусеница, известный как ярсагумба, который пользуется большим спросом в китайской медицине.
Наказание, к которому приговорен Таши Вангчук, противоречит китайской конституции, гарантирующей всем национальностям "свободу использования и развития своего языка и письменности".
"Единственное его ‘преступление’ состоит в том, что он мирным образом выступил за права этнических меньшинств использовать свой язык, что защищается конституцией Китая и международным законодательством по правам человека. Его осуждение по фальшивым обвинениям в сепаратизме показывает, что критики правительственной политики в отношении этнических меньшинств лишены юридической защиты", -
заявила директор Human Rights Watch по Китаю Софи Ричардсон (Sophie Richardson).
"Таши Вангчук проявил невероятную храбрость в своей битве за продвижение фундаментальных прав человека в отношении тибетского народа, , -
отметил президент шведского тибетского комитета (Svenska Tibetkommittén) Маттиас Бьорнерстедт (Mattias Björnerstedt). - Китай продемонстрировал сегодня, в какой степени воспринимает такое поведение как угрозу, наложив длительное наказание по политическим обвинениям на невиновного человека".