На днях в Ребконге в округе Малхо исторической провинции Амдо (кит. уезд Тунжэнь Хуаннань-тибетского автономного округа провинции Цинхай) завершился первый уголовный процесс в рамках
объявленной в январе 2018-го кампании по борьбе с "организованной преступностью" и "силами зла".
9 тибетцев приговорены к тюремному заключению на срок от трех до семи лет по обвинениям в создании “незаконной организации”, причастности к “принудительной передаче бизнеса”, “вымогательству и обману”, а также “нарушении общественного порядка путем мобилизации общественной поддержки”. За этими обвинениями стоят настойчивые попытки деревенских жителей вернуть общинную землю, которая простаивает без всякой пользы с 2011 года.
Тибетский центр прав человека и демократии (TCHRD)
сообщает имена девяти осужденных: Гендун Сопа (Gendun Soepa), Чосанг (Choesang), Бхенде Дорже (Bhende Dorje), Таши Церинг (Tashi Tsering), Сонам Гьял (Sonam Gyal), Дхаргье (Dhargye), Шаво Церинг (Shawo Tsering), Кхаджам Гьял (Khajam Gyal), Дукбум Церинг (Dukbum Tsering). Все они из деревни Хоргьял (Horgyal).
В соответствии с постановлением уездного суда, тибетцы создали незаконную организацию из 24 кхагова (буквально ‘лидеров’), чтобы держать под контролем “два комитета” деревни и узурпировать "низовую политическую власть" путем присвоения полномочий “двух комитетов”. Девять "главарей" организации “злонамеренно препятствовали работе правительства по освоению земли и нормальному ходу строительства, совершив серьезные правонарушения, составляющие сборище людей с целью нарушения общественного порядка”, приводит формулировки суда TCHRD. Поясним, что два комитета - это партийный и административный.
Уведомление управления общественной безопасности Тибетского автономного района, выпущенное в феврале 2018-го, предусматривает уголовное наказание за такие мероприятия, как выступления местных активистов в защиту экономической свободы, права на жилище, сбережения окружающей среды, культурной свободы (статья 5). Преследуется также фандрайзинг или предоставление пожертвований для ‘клики Далая’ (статья 6), вовлечение системы племенных лидеров в медиацию общинных конфликтов (статьи 9 и 10); сопротивление изъятию земли, сносу, инфраструктурным проектам и прочим проектам девелопмента (статья 11).
Земля, принадлежащая деревне Хоргьял, была предоставлена под строительство трех кирпичных фабрик, владельцы которых от 7 до 12 лет платили местному правительству налоги. В 2011-м в связи с введением мер по охране окружающей среды фабрики были закрыты. В последующие семь лет налоги не выплачивались, но хозяева фабрик получили солидные компенсации. "С тех пор мы обращались с просьбами вернуть землю, но никаких действий по этому вопросу не предпринималось. Много лет все жители деревни - большие и малые, стар и млад - просили вернуть общинную землю. После обсуждения проблемы с местным населением правительство деревни назначило 24 человека в группу ‘кхагова’ для обмена мнениями и установления истины из фактов", говорится в петиции деревенского комитета, датированной 21 февраля 2017 года.
TCHRD указывает имена 22 кхагова (две подписи разобрать не удалось), которым обещана поддержка 500 жителей деревни. На петиции стоит печать одобрения, что опровергает утверждения, будто кхагова своими действиями поставили под сомнение полномочия деревенского комитета.
В июле упомянутые выше тибетцы были задержаны, в августе формально арестованы. Затем им пришлось ожидать, пока уголовное обвинение на уездном и окружном уровне с участием подразделения по борьбе с организованной преступностью будет утверждено.
В ноябре 2018 года газета окружного парткома и правительства впервые сообщила об аресте группы кхагова. Они были обвинены во "вмешательстве в политические и другие вопросы жизни сельского поселения путем создания 21 февраля 2017 года "вредоносной организации", а также причастности к незаконным действиям по распоряжению землей.
В традиционной деревенской системе мнения и предложения кхагова, пожилых и уважаемых людей, имеют большой вес. Деревенский комитет (кит. cunmin weiyuanhui), члены которого избираются голосованием, представляет собой низовую администрацию, которая должна принимать решения по животрепещущим вопросам с учетом интересов односельчан. Однако с укреплением "руководящей роли компартии" в крестьянских и скотоводческих деревнях все решения определяет партийный комитет.
С целью усилить влияние низовых партийных ячеек 1 октября 2018 года было принято решение создать в Шигацзе "тренировочный лагерь политической учебы". Как
сообщалось, в этом военизированном и закрытом учреждении, предназначенном для партийных кадров из скотоводческих и сельскохозяйственных районов, особое внимание уделяется борьбе против "раскола" и задачам партийного строительства.