Тибетский студент Северо-Западного университета "Миньцзу" по имени Сонам (Sonam) содержится под стражей за сочинение, в котором посетовал на сокращение мест на гражданской службе, доступных в тибетских регионах для тибетцев.
Сочинение на китайском было написано для экзамена на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы и широко распространилось в социальных сетях, включая WeChat.
Сонам, получивший образование на уровне магистратуры, уже пропал из университета национальных меньшинств, расположенного в Ланьчжоу провинции Ганьсу. Как
сообщил на днях источник Radio Free Asia (RFA) внутри Тибета, в начале апреля представители управления образования с применением силы забрали его из учебного заведения.
С того момента Сонам содержится в условиях черной тюрьмы. Пока остается неизвестным, задержан ли он управлением образования Тибетского автономного района, которое подчиняется министерству образования в Пекине, или же местным подразделением по борьбе с экстремизмом. Тибетские студенты поддерживают контакты с тибетцами, перебравшимися в Индию, и вследствие этого “находятся под особым контролем китайских органов власти”, отметил другой источник RFA.
Многие тибетцы, закончившие NWMU в 2018 году, остались без работы. В Тибетском автономном районе 40 тысяч тибетцев приняли участие в экзамене с целью устройства на гражданскую службу, но сдали только 3 тысячи.
Это учебное заведение было создано в августе 1950-го на базе третьего лагеря народного революционного университета в Ланьчжоу. В апреле 2003-го по решению министерства образования и комиссии по этническим делам появилось нынешнее название университета национальных меньшинств. В июле 2016-го официальное название на английском сменилось на Northwest Minzu University (NWMU), хотя китайское осталось прежним.
На сайте университета приводятся только бодрые отчеты о внутренней идеологической работе. В частности, 20 марта члены комитета комсомола "горячо обсуждали" речь Си Цзиньпина (習近平) на симпозиуме преподавателей курсов теории идейно-политического воспитания, в которой подчеркивалось, что образование должно служить руководящей роли партии в государственных учреждениях. На симпозиуме 18 марта в Пекине он потребовал "придерживаться марксизма как руководящей идеологии и продвигать концепцию социализма с китайской спецификой в новую эпоху, налаживая обучение в соответствии с духом социалистического управления".
Несмотря на заверения местных чиновников о наращивании возможностей трудоустройства для тибетцев, в тибетских регионах все чаще говорят об отсутствии мест на гражданской службе. В этом году из 70 тысяч тибетцев с высшим образованием только 210 прошли отбор на экзаменах.
Претенденты из числа ханьцев имеют явные преимущества при поступлении на работу в государственные бюджетные учреждения, так как им проще проходить экзамен на китайском и повторять отрывки речей партийных боссов. К тому же
продолжается реализация программ по направлению в школы автономного района учителей из Пекина, Шанхая и внутренних провинций, которые вытесняют из старшей школы тибетских преподавателей математических и естественнонаучных дисциплин.
Тибетский университет национальных меньшинств (в пекинских новостях "Сицзанский", XZMU), расположенный в городском округе Сяньян (咸阳) провинции Шэньси, также переживает последствия кампании "китаизации". В 1958-м это было первое учебное заведение во внутренних регионах Китая, где могли получать высшее образование тибетцы.
Этот университет с момента своего создания "подготовил большое количество кадровых и профессиональных работников для развития Тибета", отметил Си Цзиньпин в послании по случаю 60-летия XZMU в октябре 2018 года. По словам китайского председателя, университет должен "всесторонне претворять в жизнь идеи о социализме с китайской спецификой новой эпохи и дух 19-го съезда компартии, распространять базовые социалистические ценности".
Однако в послании упоминался не только лозунг его правления, включенный в конституцию, но и ограничительные директивы по организации учебного процесса, непосредственно затрагивающие тибетцев. Си Цзиньпин потребовал от администрации XZMU строго придерживаться "национальной и религиозной политики партии", усилить работу по продвижению "этнического единения и прогресса", "передавать китайскую традиционную культуру и защищать национальное сплочение" ("межэтническую гармонию" в англоязычной версии).
Едва ли стоит удивляться тому, что в январе 2019-го во всем университете остался только один предмет с тибетским в качестве второго языка и одна стипендия для научного изучения тибетского языка. Даже курс традиционной тибетской медицины преподается только на китайском,
отметил источник RFA. Тибетским студентам, специализирующимся на тибетской медицине, приходится испытывать массу трудностей и проблем с пониманием терминов.
В университете насчитывается более 6 тысяч студентов, почти половина из которых тибетцы. Как сообщил другой источник RFA, тибетские студенты создали группу по изучению тибетского языка и культуры, которая собирается по выходным и организует различные мероприятия.