Если излагать историю Тибета в стиле китайских партбоссов, то из нее выпадет целая череда событий, о которых нельзя упоминать, чтобы не испортить имидж “матери-партии”.
Расстрел тибетского народного восстания 10 марта 1959 года, “великая культурная революция”, когда красные стражи (хунвэйбин) надевали на лам колпаки позора и уничтожали старинные рукописи, похищение вместе с семьей мальчика, признанного реинкарнацией Панчен-ламы X, побег 14-летнего Кармапы в Индию, огненные протесты тибетцев - обо всем этом не говорилось с трибун торжественных мероприятий 28 марта.
Собрание перед дворцом Потала в Лхасе открылось церемонией поднятия красного пятизвездного флага и исполнения гимна, за которой последовала речь партбосса автономного района У Инцзе (吳英杰).
Партийный чиновник с большим опытом пропаганды,
назначенный на эту должность в сентябре 2016 года, подчеркнул, что 60 лет назад было распущено “местное правительство” Тибета. В результате этой “демократической реформы” был “упразднен феодально-крепостной режим и разбиты оковы феодального духа и культуры”, цитирует его речь русская служба Синьхуа. Стараясь не пробуждать древнего вопроса cui prodest, У Инцзе прибег к удобному сравнению с цифрами 60-летней давности. Он говорил о росте экономики, ликвидации безграмотности, бесплатном 15-летнем образовании, всеобщем медицинском страховании и увеличении продолжительности жизни с 35,5 до 68,2 лет.
Это отражает приверженность советской практике периода “развитого социализма”, требовавшей в докладах и учебных пособиях использовать сравнения с 1913 годом.
Поскольку глава компартии Си Цзиньпин (習近平) лично руководит программой “искоренения бедности”, У Инцзе доложил также об успехах в этой сфере. Свыше 70% страдавших от крайней бедности уездов и 80% населения вышли из нищеты, отметил он.
Заметим, что в январе председатель правительства автономного района Ци Чжала (Qizhala) обещал в 2019 году окончательно искоренить “абсолютную бедность” и добиться создания “общества умеренного процветания во всех аспектах”. Едва ли стоит вдаваться в подробности насчет бесплатного образования и медицинского обслуживания, но в последнем отчете на сайте зарубежного пекинского телевещания Cgtn
говорится, что число крайне бедных жителей в автономном районе снизилось с 590 тысяч в 2015-м до 150 тысяч в 2018-м.
Это означает, что в 2015-м в регионе с 3 млн 200 тысяч населения каждый шестой официально находился за гранью бедности. Однако в марте 2009-го, когда китайские чиновники в Тибете в первый раз
отмечали “день освобождения от крепостного рабства”, подобных сведений вообще не публиковалось.
Огромные средства по-прежнему расходуются на монументальную пропаганду “исторических успехов” в новом социалистическом Тибете. Как отмечено в репортаже Синьхуа, 28 марта в Лхасе состоялось открытие мемориального зала, где на площади 3500 кв м размещены экспонаты, отражающие “мрак, отсталость и варварство” старого Тибета и “огромные изменения” за 60 минувших лет.
В тот же день в Пекине было проведено собрание, на котором глава отдела единого фронта Ю Цюань, курирующий в секретариате центрального комитета компартии религиозную работу, превознес ликвидацию самостоятельного правительства Тибета как “великий почин компартии решении тибетского вопроса”, давший “огромный импульс социально-экономическому развитию”. Он подчеркнул “необходимость прилагать дальнейшие усилия по обеспечению долговременного социального спокойствия и порядка”.
На пресс-конференции 27 марта заместитель председателя правительства автономного района Норбу Дондуп (Norbu Dondrup), сотрудник районного отдела единого фронта, наглядно показал, что идея “спокойствия и порядка” базируется на противостоянии “иностранному вмешательству”.
Он отказался разъяснять
проблемы с доступом в Тибет и назвал слухами сообщения, касающиеся ограничений выезда для тибетцев. Он
утверждал, что "вопроса тибетской независимости не существует", а созданное Далай-ламой правительство Тибета в изгнании является незаконным.
Пресс-канцелярия госсовета представила так называемую белую книгу, в которой подчеркивается, что Далай-лама и реакционеры из высшего класса “противились реформам”. Три категории землевладельцев - высокопоставленные чиновники, феодальная знать и верхушка духовенства - “порабощали крепостных, взимая с них непомерные налоги и сборы, практиковали строгий контроль над разумом во имя религии”, цитирует белую книгу сайт Жэньминь жибао на русском.
60 лет назад “наблюдалось установление новой социалистической системы, освободившая народ и сделавшая его хозяином страны и общества, обеспечив его права во всех делах”. "Этот скачок в развитии Тибета в полной мере демонстрирует, что демократическая реформа соответствовала историческим настроениям времени и фундаментальным чаяниям всех этнических групп в Тибете, ответив на реальные народные требования социального прогресса", воспроизводятся формулы, применявшиеся советской пропагандой в отношении потенциальных членов “социалистического лагеря”.
Китайской партийной верхушке следовало бы помнить, что “лагерь стран социализма” давно развалился, а в бывшей советской системе оказалось немало сторонников возрождения крепостничества. Пропагандистские заклинания не в силах остановить движение кисточки Клио по листу истории.