De Profundis

Oct 11, 2024 09:43

Пытаясь найти что-нибудь стоящее о К.Юнге, наткнулся на описание одной старинной картины, поразившей меня до глубины души, причем, не столько своим смыслом и содержанием, сколько непониманием описывающего, что там изображено. Сюжет картины навеян преданием о том, как Пифагор спускался в Аид, чтобы узнать там тайны богов.

Из книги Питера Кингсли "Катафалк: Карл Юнг и конец человечества":

"Летом 1662 года итальянский художник Сальватор Роза закончил портрет, названный "Пифагор появляется из преисподней". Внизу у правого угла картины Пифагор, выступающий из черноты, согнувшийся с искаженной ухмылкой на лице: бесконечно двусмысленная ухмылка того, кто вернулся служить человечеству, но видел насквозь всю чушь человеческих иллюзий.
Левую половину картины, напротив, заполняют его энергично преданные последователи, сияющие радостью и светом. Женщины и мужчины, некоторые воздевают руки, благодаря небеса. Иные бросаются к нему, не представляя, к чему прикасаются.
И они понятия не имеют, что будут делать в следующие несколько лет или поколений, чтобы перевернуть все его учение с ног на голову."




В каком-то смысле Кингсли вполне реалистично и точно описал реакцию учеников Юнга на его учение и то, что они сотворили впоследствии с его идеями, профанировав и изуродовав их до неузнаваемости (как, впрочем, и все последователи прежних пророков, мнившие себя их учениками). Когда мы индоктринированы какой-либо идеей, мы начинаем видеть то, чего нет. Сложно через столько веков сказать, что там произошло с учением Пифагора, но на картине изображено нечто совсем иное...

Вглядитесь внимательнее (к счастью, есть возможность разглядеть детали картины во всех подробностях), видите ли вы хоть тень радости на лицах встречающих? Скорее, опасения, страх и желание поскорее избавиться от этого жуткого явления из преисподней (характерное отгораживание вытянутыми вперед ладонями): "Остановись! Куда ты лезешь! Здесь живые, которые хотят жить, а ты несешь нам вести из царства мертвых. Не нужно нам этого, убирайся прочь!". Что характерно, впоследствии они нашли повод убить его, как убили и Сократа...

Но вглядитесь и в лик Пифагора - на нем и в помине нет приписываемой ему двусмысленной ухмылки, скорее это полубезумный и до крайности изумленный взгляд человека, прикоснувшегося в высшим истинам, но вернувшись, обнаружившего, что на земле они никому не нужны...

Собственное благополучие и спокойствие люди ценят превыше любой истины, от кого бы она ни исходила. Ведь человеку, чтобы жить и видеть смысл в этой жизни, нужна оптимистическая и светлая цель, сказка, "нас возвышающий обман", а не холодная и жестокая правда. Правда может и подождать...

* * *

К чему я все это написал? Признаюсь, в каком-то смысле я сам ощущаю себя вот таким побывавшим "на той стороне", попытавшимся передать увиденное и обнаружившим, что оно никому не нужно. Живой думает о живом...

подведение итогов, личное

Previous post Next post
Up