И-П у себя в огороде
засадил рядышком два высказывания популярных блогеров:
"коренное отличие тринитарной доктрины от арианской (во всех её преобразованиях) в тождественности Отца и Сына в первом случае и субординации (соподчинённости) - во втором.
Тождественность лиц полностью разорвала связь тварного мира с верховным божеством, и по факту лишила христианство жизни, субординация лиц, напротив, погрузила тварный мир в верховное божество, определив их неразрывность." kryloyashher
https://ivanov-petrov.livejournal.com/2492228.html?thread=235018564#t235018564 Как говорил мой знакомый священник, "Отец, Сын и Дух Святой это как длина, ширина и высота в физике"! keleg
https://ivanov-petrov.livejournal.com/2492228.html?thread=234961732#t234961732Прекрасные примеры "творчества" профессиональных и любительских богословов, фантастически удалившихся от исходных идей пророка Иисуса.
Вторая цитата - это просто адаптация духовных реалий для мира, полностью погрузившегося в материальное, даже без каких-либо намеков на обоснования, пояснения или ссылки на Писание (почему бы не сказать что "вера-надежда-любовь" - это тоже как длина, ширина и высота в физике?). В нынешнем мире постмодернистских подмен это уже не удивляет. Похоже, автору цитаты, неизвестному священнику, захотелось еще больше уравнять три ипостаси предыдущего, еще модернистского уподобления солнцу-свету-теплу. Но куда он "проецирует" Бога и зачем, остается непонятным, такая же неуловимая абстракция, как и нынешние темные материи теоретфизиков и космологов. Что ж, каждому времени свои игрушки.
С первым еще интереснее - и тринитарная, и арианская доктрины позволяли "решить" (а точнее, замаскировать) тяжелые богословские проблемы, вылезшие в связи с "тремя Богами" христианства, вот только апологеты не учли, что и евангелисты, и ап. Павел говорили совсем противоположное, как бы предупреждая будущих модернистов:
1) Павел утверждал, что Иисус-человек вообще не может быть Богом: "называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку" (Рим.1:22-23).
2) Иисус не сам воскрес, а "Бог отцов наших воскресил Иисуса", "единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может" (Деян.2:24,32; 3:15; 4:10; 5:30; 10:40; 13:30,34,37; 1Пет.1:21; Рим.4:24; 8:11; 10:9; 1Кор.6:14; 15:15; Кол.2:12; 1Фесс.1:10; 1Тим.6:16)
3) Иисус подчинен Богу: "О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, а только Отец Мой один" (Мф.24,36), "как научил Меня Отец Мой, так и говорю" (Ин.8,28), "ибо Отец Мой более Меня" (Ин.14,28) и т.п.
4) Иисус всё передаст Богу после второго пришествия: "Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. <...> Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем." (1Кор.15:22-25,28)
5) Всё открывает ученикам Бог, а не Христос из плоти и крови: "Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах" (Мф.16:17). "Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес" (Ин.6:32)
6) И последнее, про проекции: "Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой - виноградарь" (Ин.15:1). Можно ли уподобить виноградную лозу и виноградаря проекциям чего-то высшего и единого? И где здесь место для Святого Духа?
Это тяжелейшая исходная проблема христианского богословия: здесь читаем, здесь не читаем, здесь рыбу заворачивали толкуем в переносном смысле без учета контекста и других высказываний. Печально.