Духовная жизнь Пекина.

Oct 04, 2011 18:11

Предисловие: долго не подходила к дневнику, потому что времени катастрофически не хватает. На каждую достопримечательность убивается целый день и, только если очень повезет, полдня. А потом предстоит много работы по отбору фотографий, обработке, составлению плана текста и воспоминаний. 
Сейчас в стране каникулы, 10 дней выходных в честь дня основания КНР. На эти праздники все уезжают куда-либо отдыхать. Мы тоже собирались съездить в Сиань, посмотреть на терракотовое войско, могилу Цинь Шихуана и пагоду Диких Гусей. Но вышла большая заминка со стипендиями, поэтому многие остались без денег на праздники. Билеты купить было невозможно уже в четверг, ни в один город Китая (по крайней мере через университет). Поэтому наши планы были нарушены, и мы остались в Пекине дальше смотреть достопримечательности.
В этом посте я расскажу вам про пекинскую религиозную культуру.
Китайцы, по большей мере, синкретики. Синкретизм - это вера в зависимости от ситуации, она может объединять в себе многие культы и верования. В отличие от плюрализма, синкретизм не просто допускает существование других точек зрения на сверхъестественные силы, но принимает их как данное. 
Из этого следует, что религиозная жизнь Пекина - 特别丰富- очень разнообразная.Так оно так, но...
Начнем по порядку. Совершенно случайно мы нашли католическую церковь, основанную еще самим Маттео Ричи во время своей христианской миссии в Китае. Она была свободная для посещения, кроме того, мы попали туда именно в воскресенье, поэтому смогли даже посмотреть как проходит служба. Атмосфера в католических церквях всегда была не такой напряжной, как в православных (не могу не обойти стороной это неполиткорректное сравнение). В церкви был свой мини-бэнд, они аккомпанировали хору китайцев, которые пели во славу Лорда. У католиков своя община, особенно, если речь идет о католиках в такой стране как Китай. Своих прихожан все знают, новичков просят встать, и таким образом приветствуют их. Стоит так же сказать, что китайцы католики - это по большей части хуацяо - китайцы, которые родились в Китае, но выросли за рубежом.







Святой Франциск Ксавьер. Первопроходец по части распространения католицизма в Азии, в Китае не был, но почитается восточными католиками.



Даосизм в Пекине, конечно представлен достаточно большим количеством храмов, мы решили посетить самый большой из них. Храм "Белые облака". На территории храма располагается колледж для даосов, публицистический отдел, где издают литературу, ассоциация даосов, институт исследования даосской культуры и мединский центр даосских практик. И конечно, туда приходят верующие, чтобы помолиться, попросить у богов удачи, долгой жизни, счастья, детей и прочего. 
На территории можно встретить много даосских монахов и учеников. Как принято, весь храм делится на квадраты, в которых находятся павильоны с богами и курильницы.



Женщина-даос







Познавательные плакаты с инструкциями, как надо вести себя в храме.



Лампады. Аналог наших свечей за здравие. Лампада арендуется на всю семью на целый год.



Моя семья в знаках китайского гороскопа.



"Три звезды" - так называют этих трех богов, один из которых Шоу Шень, тот самый с персиком и большой головой.



Другие боги.







Тут кидают специальные монетки, ими надо попасть в колокольчик.



Буддизм - вторая и самая распространенная религия в Китае. Буддийских храмов достаточно много в Пекине, это объясняется тем, что буддизм однажды становился официальной религией при дворе. Буддисты даже пытались доказать, что Лао-цзы - это никто иной, как учитель Будды. Буддизм делится на большое количество направлений и школ, так как он испытывал преобразования в разных местах востока, поэтому пантеоны божеств, молитвы и традиции разнятся. В Пекине находится большой храм тибетского буддизма (ламаизма) Юнхэгун, где в главном павильоне находится вырезанная из цельного куска дерева статуя Будды, она занесена в книгу рекордов Гиннесса. В этом храме я была в прошлом году, поэтому в этот раз мы совершенно случайно посетили другую буддийскую святыню - 天宁寺塔 - Пагода Тяньнин. Эта пагода многое пережила, она была построена в 12 веке(!) и дожила бы в своей первозданном виде, если бы не землетрясение в 1976 году. Ее называют образцом китайской архитектуры. Интересно то, что у всех божеств на пагоде, кроме высших, отсутствуют головы, причину я пока не выяснила.

Собственно иероглиф "Будда".









Конфуцианство - не религия. Однако, некоторые китайцы думают иначе. Храм Конфуция соседствует с Юнхэгуном. В этом храме императоры Минской и Цинской династии ставили стеллы в честь того, что отдавали дань Конфуцию в определенные дни. Отдавали дань и уважение, но не молились. Сейчас на территории храма можно увидеть молящихся китайцев. В храме можно посетить музей Конфуция, поприсутствовать на музыкальных представлениях (музыка - считалась неотъемлемой частью любого ритуала, при дворе существовала целая музыкальная палата, под названием Юэфу). В музее много интересной информации, но кое-что притянуто за уши, китайцы это очень любят делать. Например, Маттео Ричи был назван Европейским Конфуцием, так он пропагандировал идеи конфуцианства. А книги Вольтера, как европейцы могли жить и не знать, что он тоже был латентным конфуцианцем!?













Немного о православии, которого практически нет. На уроках "Христианство в странах Востока" нам рассказывали о тесных связях Китая и РПЦ, однако в Пекине ничего такого понаблюдать не удалось. У нас был адрес церкви, который нам дали в универе. На месте ничего не оказалось. В интернете была дана информация только о том, что православная церковь находится на территории русского посольства в Китае,  на известной улице Ябаолу, кишащей русскими. Но это не то, что нам хотелось увидеть. Нам нужны были китайские православные священники, о которых нам рассказывали на уроках, нам нужно было посмотреть как здесь соблюдаются ритуалы и традиции. Увы, не удалось. Многие монастыри, как оказалось были уничтожены во время культурной революции, будь она неладна.

О мусульманстве скажу, что оно здесь присутствует в большей мере, чем православие, хотя бы потому, что северо-западные районы проповедуют ислам. Увидеть китаянку в хиджабе можно, даже не раз. В Пекине находится целый квартал мусульманских столовых, где кормят очень вкусно. В мусульманский храм мы, конечно, не пошли по понятным причинам.

Подводя итог, хотелось бы сказать, что присущий китайцам синкретизм делает грань между верой и религией размытой, ведь в этом есть некоторая доля свободы выбора. Китаец как сыр в масле медленно перекатывается от одного к другому, выполняет некоторые ритуалы и пренебрегает другими, гадает о своей судьбе по И Цзину и кладет персики в дар Гуаньинь. И этот подход мне очень близок.

особенности современных китайцев, Китай, красоты Пекина

Previous post Next post
Up