ЭСХАТОЛОГИЯ

Oct 09, 2010 23:19




Александр Дугин
«Логос и мифос», стр. 238-240 Консерваторы должны возглавить революцию

Можно описать общую парадигму консервативно-рево­люционного мировоззрения следующим образом. В мире существует объективный процесс деградации. Это не про­сто стремление «злых сил» совершать каверзы, это - силы судьбы, силы рока, которые ведут человечество по пути вырождения. Пиком вырождения, с точки зрения консер­вативных революционеров, является модерн. Пока все со­впадает с традиционалистами. Но в отличие от них, кон­сервативные революционеры начинают задумываться: а почему так сложилось, что вера в Бога, который создал мир, в Божественный промысел, в сакральное, в миф пре­вращается в определенный момент в собственную проти­воположность, почему она слабнет и почему побеждают враги Бога? И дальше у них возникает подозрение: может быть, тот замечательный Золотой век, который отстаивают фундаментальные консерваторы, сам по себе уже нес в себе некий ген дальнейшего искажения? Может быть, не так все хорошо было и в религии? Может быть, те религиозные, сакральные, священные формы традиционного общества, которые мы еще можем разглядеть до наступления модер­на, уже в самих себе несли определенный элемент тления? И тогда консервативные революционеры говорят консер­вативным фундаменталистам: «Вы предлагаете вернуться в состояние, когда у человека проявились только первые симптомы болезни, когда началось только первое покаш­ливание, а сегодня этот человек лежит уже при смерти, а вы констатируете, как хорошо ему было раньше. Вы проти­вопоставляете человека кашляющего и человека умираю­щего. А мы же хотим докопаться, откуда пришла зараза, почему он начал кашлять? И тот факт, что, кашляя, он не умирает, а ходит на работу, нас не убеждает, что он цел и здоров. Где-то этот вирус должен был гнездиться и ра­нее...» «Мы верим, - продолжают консервативные рево­люционеры, - что в самом источнике, в самом Божестве, в самой Первопричине заложено намерение организовать эту эсхатологическую драму». В таком видении модерн приобретает парадоксальный характер. Это не просто бо­лезнь сегодня (в отрицаемом настоящем), это обнаружение в сегодняшнем мире того, что его подготовило в мире вче­рашнем (столь дорогом для традиционалистов). Модерн от этого лучше не становится, а традиция теряет между тем свою однозначную позитивность. Одна из главных формул Артура Мюллера ван ден Брука: «Раньше консерваторы пытались остановить рево­люцию, но мы должны ее возглавить». Это означает, что, солидаризовавшись, отчасти и по прагматическим моти­вам, с деструктивными тенденциями модерна, надо выя­вить и распознать ту бациллу, которая изначально поро­дила тенденции к дальнейшему упадку, то есть к модерну. Консервативные революционеры хотят не только затормо­зить время (как либеральные консерваторы) или вернуться в прошлое (как традиционалисты), но вырвать из структу­ры мира корень зла, упразднить время как деструктивное свойство реальности, исполнив какой-то тайный, параллельный, неочевидный замысел самого Божества.

Dasein и Ge-Stell

Хайдеггеровская история философии построена по сход ной модели. Дазайн (Dasein) как конечное и локализованное бытие человека на заре философии вступил на путь. постановки вопроса о бытии, то есть о себе самом и окружающем. Одной из первых концепций, выражающих такое вопрошание, стало понятие «фюзис», уподобляющее бытие природе и осмысляющее его как череду «всходов». Второй концепцией была аграрная метафора «логоса» - понятия, образованного от глагола «легеин», то есть «жать», и поз же получившая значение «мыслить», «читать», «говорить». Пара «фюзис-логос», по Хайдеггеру, определяя бытие, включала его в слишком узкие рамки. Эти рамки еще более сузились в учении Платона об идеях. И далее, европейское мышление только усугубляло отчуждение от бытия через нарастающий рационализм - вплоть до забвения мысли о бытии вообще. Это забвение на рубеже XIX-XX веков вы­лилось в нигилизм. Общим термином, описывающим суть растущей доминации техники в хайдеггеровской филосо­фии, является «Ge-Stell», то есть «по-став» - постановка все новых и новых отчуждающих и нигилистических мо­делей. Но для Хайдеггера Ge-Stell не является случайностью. Он выражает собой то, что обратной стороной бытия яв­ляется ничто как его внутреннее измерение. В аутентич­ном Дазайне бытие и ничто должны соприсутствовать. Но если человек делает акцент на бытии как на «всеобщем» (koinon), то есть только на том, что есть (идея «фюзис»), он упускает из виду ничто, которое напоминает ему о себе, приводя философию к нигилизму - через Ge-StelL Таким образом, современный нигилизм есть не просто зло, а весть бытия, обращенная к Дазайну, а поданная таким сложным способом. Поэтому задача консервативных революционе­ров не просто справиться с ничто и с нигилизмом модерна, но распутать клубок истории философии и расшифровать послание, содержащееся в Ge-Stell. Нигилизм модерна, та­ким образом, есть не просто зло (как для традиционали­стов), но еще и знак, указующий на глубинные структуры бытия и заложенные в них парадоксы.

метафизика, НОВЫЙ КОНСЕРВАТИЗМ, ИСТОРИЯ РОССИИ, ЧИТАЯ МАРТИНА ХАЙДЕГГЕРА

Previous post Next post
Up