РОССИЯ И ИСЛАМ

Oct 08, 2010 18:14

Действительно, специфика человека и его отличие от всех, попадающих в орбиту его внимания существ, - от животного до ангела - это его «центральность». Человек воспринимает себя как цель бытия, как то, ради чего - опять же по выражению греков - бытие есть, а ничто нет.

Конечно, у этого полюса есть версии серьезные, традиционалистские, «духовные»… А есть версии вполне шкурные, либеральные. Древнегреческий антропоцентризм в исполнении современных финансовых воротил превращается в наглый наступательный гедонизм, где великие прозрения метафизиков трансформированы в пафос безудержного потребления. Разница между традиционализмом и либерализмом слишком очевидна!

Тем не менее, «культ человека» остается некой общей платформой того и другого, сутью первого типа сознания. ВСЯ СТАТЬЯ
Второй же тип сознания рассматривает человека как «глиняную куклу», созданную в целях, безмерно превышающих возможности человеческого понимания. Настолько, что она, эта «кукла», все время забывается и полагает, что существует ради самой себя. В действительности же человек - участник некоего провиденциального замысла. Автор этого замысла - трансцендентный Субъект (непостижимый и ни с чем не могущий быть сравненным Бог), Который создал людей и все сущее ради своих собственных, лежащих за пределами акта Творения целей. Такой второй тип сознания отрицает, что человек есть мера всех вещей. Он утверждает, что «мерой всех вещей» является отношение к неведомому Богу. Это отношение варьируется от полного неведения через лживое теплохладное псевдопризнание к абсолютному и полному преданию себя этой непостижимой и с точки зрения реального опыта невозможной идее: единственному трансцендентному Субъекту без ссылки на которого вся реальность полностью лишена смысла. "
Previous post Next post
Up