Последование (приближение) к Великому Посту

Feb 17, 2014 16:32



…всякое царство, разделившееся само в себе,
опустеет; и всякий город или дом, разделившийся
сам в себе, не устоит. Мф.12:25

Евгений Всеволодович многократно указывал на практически непреодолимые трудности , связанные с Деланием.  Общие рекомендации из алхимического корпуса указывают на то, что Делание, даже при условиях, максимально  удобных (а могут ли  таковые быть? а не быть?), процесс сам по себе, в своём Методе -смертельно опасный, много-терпеливо- и трудо-ёмкий, с очень небольшой вероятностью ТРИумфального (трисмегистского) завершения…
Первая проблема, которая встаёт перед дерзающим освоить древнюю науку- это Руда…
Основное свойство Руды- её не-совершенство… Т.е. имплицитное пульсирование ТОГО, что ждёт своего часа (или шанса) совершиться. Т.о. мы сразу попадаем в топику Ambivalenz: негомогенности, но дву-силия, точнее- равносилия, где одна сила вынуждена со-присутствовать другой во всём. Этому вторит и кадуцей Гермеса и сонм других алхимических гравюр…
Святоотеческое же наследие различает в Лествице Умного Делания ступень «Обращения». Эта ступень сама по себе, в обычной жизни сокрыта от обыденного глаза и в лучшем случае «проявляется» (высылает приглашение! Окликает!) как нечто совершенно нетерпимое и возмутительное…
Алхимики говорят, что искать руду следует в нечистотах…
Святые отцы говорят об этой топике, как состоянии чрезвычайного и катастрофического неравновесия.
До тех пор, пока те или иные методы способны компенсировать нарастающую неустойчивость амбивалента, Руда в строгом смысле слова «не прошла тест»  и не есть ещё ТА руда… пригодная к  «реакционному вовлечению»…
Признаками высокого качества Руды является стойкая неизбывная (неизлечимая) привация и  все формы её внешнего проявления. Привация как глубинная недостаточность  неисчерпаема. Т.е.- ненасыщаема. Последнее качество-НЕНАСЫЩАЕМОСТЬ- есть παθος , страсть par excellence.
Вначале имплицитное и мягкое  воздействие, сигнал о наличии  «второй» валентности=силы повергает постепенно  человека в тот пресловутый и всепобеждающий  вихрь страдания и кризиса (среднего возраста).
Неизбежная антропологическая топика- КРИЗИС- имеет лишь два  разрешения. Первый и «широко» распространённый- снижение амплитуды неравновесных колебаний  всеми, имеющимися в арсенале человечества, средствами, гасящими действие ненужной и нежданной  валентности (силы, «гостя изнутри»),  одновременно  блокируя и жизненные силы как таковые… Отсюда всевозможные и неожиданные болезни и ранняя смерть  среди 30-40 летних современников.  Нарастание соматической патологии и всех видов дисфункций в современном мире- тому иллюстрация.
Второй путь- путь Умоперемены : трансформация валентностей, которая приводит  их к «мирной» когеренции, совместному действию, т.е. синергии.
К взаимодействию антропологических валентностей (сил) прямо имеет отношение библейская  тема райского Древа. В «Бытии» упомянуто древо в Центре, но далее говорится и  о древе Жизни, и о трагическом Древе познания добра и зла. Ясно, что в первом случае речь идёт о Целостном Древе- Жизни Вечной. Во втором- об раздвоившемся «в самом себе» (на субъекта и объекта), амбивалентном древе познания…
Сколько на самом деле Деревьев в Раю и как они друг с другом соотносятся- большая онтологическая загадка …
Почему же привация и вопиющее о себе несовершенство Руды  для Царского искусства так ценно?
Потому, оказывается, что за этими неприятными определениями, с коннотацией немощи, лузерства и «общественного презрения» стоит самый величайший и ценнейший феномен ВСЕХ Традиций и Религий- девственность.
В Евангелии несколько раз мы читаем указание на это: от пророческого «и Дева во чреве приимет», притчи «о нерадивых и бодрствующих девах» до  просьбы Исуса привести молодого осла «на которого НИКТО ещё не садился» и . Кроме того, указание на глубинный и тайный смысл этого феномена есть в  приданиях (сказках в т.ч.): о «священной блуднице», «Чёрной, но прекрасной возлюбленной», в «хождениях в царство Вавилонское» и т.д.  ( и в сказочной заморашке/Золушке Царских кровей…)
Речь идёт о двух сопутствующих, сочленённых императивах как признаках: грязь, чернота и привация- есть следы и свидетельства блуждания (Блуда всех изводов). А девство- есть избранность, внутренняя свербящая божественность и сердечная чистота («имейте горе сердца»). Вкупе - несомненное  указание на НЕ СДЕЛАННЫЙ ВЫБОР. Т.е. - на способность к алхимическому деланию. К иеро-трансформации.
Именно несделанный выбор порождает все возможные тяги и патологии, которыми слепой до времени  к Божественному посланию страстотерпец  стремиться «законопатить» то отверстие, ту бездонную пустоту, которая по мере роста грозит поглотить и самого страждущего - смертельно больного её носителя.
Евгений Всеволодович вероятно и указывал на то, что чрезвычайно редка ситуация «необъезженного осла»: ослы-то мы все и у многих уши длинны, но на спине уже давно, прочно и победно восседает один известный персонаж со своими анальгетиками и зап.частями!
Современное общество, постмодерн сконструирован всей своей предшествующей антрополого-онтологической историей так, что вопрос о выборе НЕ СТОИТ, но изъят из социума.
При рождении младенца помещают в среду, утверждая априори всего определённый мажоритарный выбор как безальтернативный.
Например выбор… в пользу смертности человека.. И вопрос о путях в бессмертие попросту смехотворен и даже невозможен для ментального пейзажа современного разума…
Уже к 14, а тем более к 30 годам, когда собственно  наступает час икс- время ВЫБОРА (продуманного и осознанного)- это становится невозможно, поскольку и уши наши, и «спины» наши  неимоверно отягчены грузом, который мы и называем «жизнью»… и мысли избавиться от него, очистить место для Иного- не возникает.
Находясь с рождения в  условиях мучительной смертельной болезни, ежемоментно претыкаясь и страдая от её симптомов и действия- мы  упрямо отрицаем возможность чего-либо иного, чем «болезнь». Отрицаем саму болезнь, выдавая (кто с большим успехом, кто - с меньшим) её за здоровье. Утверждая единственно-возможную силу в себе- ту силу к которой мы привыкли и которую именуем  «Я».
Как известно- Спаситель принёс Благую Весть и  «пришёл не к здоровым, но больным»..
Однако, созданы-то мы творцом не гомогенными (в отличие от всякой другой твари) и амбивалентность, порождённую грехопадением из дву-природного состава Адама- никто не отменял…
Так и рушится наш раздвоенный в самом себе дом:  без терапии,  Умного Делания «разделения в самом себе» не устранимо.
Утверждение примата одной силы (природы) над другой и есть та СТЕНА, преграда и Черта, которая отделяет нас От Древа Жизни, от Богобщения..
Во всех религиях установление примата и кратии ОДНОГО именуется Сатаной, чёртом, лжецом (араб. Даджал) и отрицательной частицей «бес».
В истории человечества- это явное или скрытое попеременное Царство Аполло или Кибелы… В  современном мире  более известно  как война полов; патриархата и матриархата; гендерной проблематикой и феминизмом…
Но есть иной «иеро-сценарий»- Срединный Путь…
И указание на эту тайну начинается с  Диониса (и менее явно и более размыто- с близнечных мифов народов мира).
Весь анамнез бого-человека Диониса напичкан этой самой борьбой сил: амбивалентностью.
Дионис есть тот самый «раздвоенный в себе дом».  Очень специфическое  место (Χώρᾳ), в котором реакция ассоциации и диссоциации протекает с равной скоростью. Т.е. с равной силой в обоих процессах, где ни один  не имеет преимущества…
Дионис- есть чистая , беспримесная  неравновесная  смесь. Его «валентности» ни кем ВНЕШНИМ и СТОРОННИМ  не отягощаны; он тот самый «не объезженный» осёл, который привязан (!) до времени, но по  требованию (оклику) Спасителя,  будет приведён для въезда в Иерусалим (один из переводов др.евр.топонима- «зрящий Бога»).
Все истории о Дионисе противоречат друг другу так, что составить о нём о-ПРЕДЕЛ-ённое мнение, характеристику-не представляется возможным… Он и не мужчина, не женщина, не юн и не стар, не бессмертен  и не смертен, житель Олимпа, но и Тартара… Сказания о дионисе- акцентируют его стабильнейшую нестабильность…
Речь идёт о том, что будучи чисты и инертны ко всему  стороннему (неоплодотворённые, не образовавшие с инородным агентом  нерастворимой Соли), его валентности испытывают перманетную привацию, недостаток как в самих себе по- отдельности (божественная сила не самодостаточна в Дионисе как и человеческая) так и вместе и,  образуя единого Диониса, приводят к тому, что всё дионисийское с завидным постоянством  разваливается (разрывается, умирает) и воскресает…
Таким образом, Богочеловек Дионис указует нам на глубинные основы творения- ДВУПРИРОДНОСТЬ, ни одна из которых сама по себе и при сложении друг с другом (образуя сизигию) устоять, прийти к равновесию, к средине (среде  обитания Божественной Истины, древа Жизни)- не способна…
Дионис преследуем, поскольку волюнтаристски вскрывает табу и мрак неведения о ВЫБОРЕ, о тайне навязанного монизма, всесущего пан-теизма всевозможных  изводов…
Амбивалентность, выраженная в чудовищных перверсиях страстей и кризисе  современного мира- есть трагедия, но и великая онтологическая тайна и прямой ВЫХОД ко Спасению.
Эпицентром Эливсиний был Дионис- раздвоенный, но стойко противостоявший узурпации и тирании Аполло- Диониса падшего в момент преждевременного ("не ешьте до времени") выбора, нарушавшего, таким образом, самовольно девство…
Его же Вакхическая (патос) и особенно Якхическая (агапе)  ипостаси в оставшемся нам наследии о таинствах почти не акцентированы…
Дионис- указание на имманентный и вечный,  сгорающий и рождающийся как Феникс,  антропологический  Выбор. Пока человек жив- жив вместе с ним и ВЫБОР.
При фиксации убегающего Диониса как места (ἡ Ἐκκλησία του Ἅγιου Σωτῆρος ἐν τῃ Χώρᾳ), при внимательном различении дионисийских разрозненных экзистенциалов, мы опознаем  в его (нашей и неизбывной!) привации,  в мощи и глубине патоса послание,  вступив таким образом на твёрдую почву-  первую ступень Лествицы- Обращение.
Обращение- это Поворот от отсутствия выбора к Выбору, к активному и деятельному отрицанию монизма - тирании  «пещерных теней» Платона…
За Обращением непосредственно и скоро последует вторая ступень Лествицы-  Умоперемена.
Умоперемена (греч. μετάνοια)- фундамент Умного Делания, т.е.  делание Смысла  Здравого и отрицание всего больного…
Средневековые адепты Делания указывали на необходимость точных знаний о сроках и  временах Начала…
Но в Православии не было тайных орденов и посвящений: все тайны ВСЕГДА были доступными для «алчущих и жаждущих Правды».
Начинать  Царское художество следует исключительно Весной.
Весна начинается РАВНО-денствием, читай "равно-силием", а значит силы, утверждающие монизм  в этот период наиболее слабы)))
В этом году Начало конкретно приходиться на 3 марта.
Желающим -следует серьёзно готовиться…

КАРТИНА ПО ТЕМЕ : "Елена Черкасова родилась в 1959 году в классической московской интеллигентной семье. Отец ее был крупным ученым, мать - преподавателем иностранного языка, дед страдал в сталинских лагерях, дядя - еще юношей был убит на войне. Учась в старших классах, Черкасова поступила в вечернюю художественную школу, которую, впрочем, не закончила. Отличалась характером бунтарским, официального советского искусства, так называемого “соцреализма”, не признавала, жить “правильно” не хотела, как не хотела и иметь чего-либо общего с комсомолом, делать официальную карьеру. В юности писала картины, имевшие некоторый успех в кругу ее друзей, андеграундной молодежи 80-х годов.
Однако хаос богемной жизни ее не устраивал, как бы выталкивал из себя. Пережив серьезный духовный кризис, Елена пришла к христианской вере, восприняв ее как спасительное чудо. "


(ещё картины автора)

ВИДЕО ПО ТЕМЕ ТУТ

баня Марии Еврейки, Благая Весть, Духовная брань, антропология

Previous post Next post
Up