Путевые заметки

Dec 12, 2013 16:50





"Тех, кто не имеет опыта духовного подвига, но располагает
лишь «внешним знанием», наделен «внешней ученостью
», свт. Григорий Палама называет несчастными.
Ни наука, ни рассудочная деятельность не являются в
истинном смысле просвещением и не ведут к богообщению114.
Истинный смысл предметов духовных «ускользает
от понимания человека, вникающего в них рассуждением,
а не делом и практическим опытом». Обладателям
«внешней мудрости» присущи «баснословность и зло-
учительность»; внешнее знание «никак нельзя называть
духовным даром, а только природным», ибо «знание, добываемое
внешней ученостью, не только не подобно, но
и противоположно истинному и духовному». Истинное
же богомудрие есть «Божественный в подлинном смысле
дар, дарованный Духом Святым, а не природой», - он,
«нисходя свыше, даже рыбарей делает сынами грома»"5.
Однако «мало Божиих людей, хотя все Божии создания...
Мало кто приобрел духовную премудрость, хотя все от
Него по природе разумны»"

Григорий Палама, свт. Триады. М., 1995. С. 18, 46, 125, 170.
фрагмент 3 тома  серии книг "Путь умного делания. Опыт двух тысячелетий":

ОПИСАНИЕ СЕРИИ

Содержание третьего тома:
ДУХОВНЫЙ РОСТ

Битва за сердце
Первое благо
Изгнание диавола
Свобода от насилия
Стрелы врага
Преодоление раскола

Исцеление души
Триединство сил
Пресечение зла
Центр жизни
История болезни
Неуязвимость бесстрастия

Жизнь духа
Три периода
Деятельная жизнь
Древо созерцания
Молитва в двух мирах
Христос обожает мя

Законы роста
Аз рех: бози есте
Тайновидцы истины
Ступени и степени
Пределы молитвы

НОВОНАЧАЛИЕ

Препояшь чресла твои
Мы молимся не сами
Сокровищница богословия
Вне храма угасает дух
На каменном основании

Секира при корени
Тяжела десница Его
Покаянный труд
Избави мя от кровей
Разум истины
Помяни мя, Господи
Огнь закона

Строй жизни
Аскеза
Жертва живая
Третьего не дано
Отступи от земли

Не любите мира
Странничество духа
Сердечный затвор
Болезнь к смерти
Барьер самости
Не верь плоти своей
Ангельское бдение
Безмолвное житие

МЫСЛЬ И СЛОВО

Устне мои отверзеши
Возрастание в молитве
От слова к мысли
Нет другого имени под небом
Учение Откровения
ТОЛЬКО Духом Святым Прп. Симеон Новый Богослов
Посильная жертва
Словесный навык
Глаголы Духа
Из глубины ВОЗЗвах Прп. Иосиф Волоцкий
Огненное ограждение
Наша азбука
Язык должен потрудиться
Привитие навыка
Неисчерпаемые слова
Преодоление формы
На устах И В сердце Сет. Игнатии Кавказский
Овладение умом
Буква убивает
Дух животворит
Высокий путь
Опыт нашего века
Молитва частая станет чичтою. Прав. Алексий Московский
Таинство слова Прот. Георгий Бреев
Ангелы не МОЛЯТСЯ О себе Иеромон. Порфирий Афинский
Припадай умно к Богу Архим. Харалампий Дионисиатский
Остров МОЛИТВЫ Иеросхим. Иероним Эгинский
Тень Варлаама

УМ И СЕРДЦЕ

Образ молитвы
Возвышение и низвержение
Три образа молитвы
Молитва умно-сердечная
Молитва мечтательная
Внимание
Ум и сердце
Путь к сердцу
Богословие Духа
Управление вниманием
Художники молитв
Место сердечное
Начальная исихия
Граница естества
Не подобает праздну стояти!
Отеческие запреты
Предел, егоже не прейдут
Держись преданий древнеотеческих
Не торопись языком твоим
Да не внидете в напасть
Тайное поучение
Взыскуя священного трезвения
Едино же есть на потребу
Плен прелестебоязни Сет. Игнатий Кавказский
Хождение пред БОГОМ Сет. Феофан ЗатворникI
Углубляясь В сердце Прав. Иоанн Кронштадтский
Умное ремесло Схимон. Иосиф Исихаст
Именной указатель
Библиография
Список сокращений
"«Две тысячи лет прошло с того момента, когда в мир
явился его Создатель», с тех пор «до сего времени все уверовавшие
в Него пребывают в муках творческого освоения
данного Им Откровения» и многие пытаются идти
одним из двух преобладающих направлений. Одни усиливаются
«приблизить Откровение к нашему образу мышления
», другие всецело предаются «молитве покаяния и
хранению заповедей». Однако «те, в ком преобладает
стремление постигать Божество интеллектуально, через
богословскую науку», кто направился первым путем, - те
«не получают живого опыта вечности». В свою очередь,
ставшие на иной путь, «те, что довольствуются одной молитвой,
- не достигают совершенства, хотя моментами и
приближаются к Богу более интенсивно, чем первые».
Направление единственно верное указывает вековой
опыт подвижничества: «Ни интеллектуальное богословие,
без покаянной молитвы, ни молитва, даже горячая,
но без умного богословского видения, не являются совершенством
». Нам «необходимо аскетическое очищение
нашего ума», а с другой стороны, недопустима та
«простота», которая может привнести в учение Церкви
«элементы воображения». Поэтому только в единении
познаний с аскезой находим «приближение к полноте»,
ведущей человека к высшей, конечной цели - обретению
обожения20"

СЕРИЮ  МОЖНО СКАЧАТЬ

Духовная брань, ИСИХИЯ, О МОЛИТВЕ

Previous post Next post
Up