В этот раз мы решили покататься на лыжах в Приэльбрусье. Руководствовались практичностью - ехать ближе и дорога лучше, так бы оно и случилось, если бы не Volkswagen T4, работающий на газу, но при этом упорно употребляющий бензин. Из-за этого несуразного поведения автомобиля мы несколько раз глохли и принудительно рассматривали придорожные достопримечательности Кабардино-Балкарии. Кстати, у меня есть знакомый, который говорит: Кабардино-БолГария, и искренне считает, что говорит правильно.
При въезде в республику сразу ощущается какая-то унылость. Это сугубо субъективное чувство, но я никак не могу от него избавиться, а покосившиеся заборы «ссутуленных» домов только его укрепляют. В республике не принято соблюдать правила дорожного движения, особенно в части сплошной линии разметки и ограничения скорости. Правда здесь к этому относятся с пониманием, и если кто-то выехал на встречную полосу для обгона, то встречные машины прижимаются правее, как бы уступая встречному лихачу дорогу.
На заправке Роснефти в селе Заюково пытался сфотографировать информацию: «Проверяйте сдачи на месте!»
Но тут же грозный кассир-балкарец гостеприимно крикнул из своего окошка: «Камеру убери быстро». На мой вопрос «Почему?», он ещё более гостеприимно добавил: «Не верищь? Сейчас сломаю!». И вот скажите, как после таких слов не поверить на слово глубокоуважаемому заправочному аксакалу? Я поверил и камеру убрал, тем более свой кадр я уже сделал.
Дорога в Приэльбрусье пролегает через Баксанское ущелье. В нём можно посмотреть на горы, многочисленные места схода лавин и на красивую реку Баксан.
В остальном ущелье напоминает декорации к фильму о массовом исходе жителей вследствие какой-то катастрофы. На протяжении всей дороги стоят брошенные дачные домики, ржавые заборы и бетонные коробки каких-то зданий.
В этом же ущелье находится знаменитая теперь Баксанская ГЭС, которую летом 2010 года взорвали террористы. Незавидная судьба у неё. Первый раз её взорвали советские войска, когда отступали, потом гитлеровцы, а теперь вот террористы.
Когда-то в этих краях нашли месторождение вольфрамо-молибденовых руд и принялись активно их разрабатывать. Есть версия, что в том числе и из-за этого Гитлер оккупировал эти края, так как таких месторождений в мире насчитывается всего несколько штук.
В советское время был построен завод и создана инфраструктура, а поселок Тырныауз превратился в город с тридцатитысячным населением. После распада СССР город покинула треть жителей. Проезжая через город мы увидели не больше 10 пешеходов, что в сочетании с заброшенными корпусами завода только усиливает восприятие города, как декорацию к фильму. Хотя, мы ехали в субботу в 9 утра, наверное, они все ещё спали.
Зато в городе есть надземный пешеходный переход. И на нём нет рекламы!
Филиал Макдональдса тоже есть.
По дороге.
Конечный пункт - поселок Эльбрус. Здесь мы ставим машину, заставившую нас понервничать, на стоянку и идем в прокат, чтобы взять себе лыжи. На удивление, прокат лыж тут чуть-чуть дороже, чем в Домбае - 500 рублей.
Инструкторэ нада?
Стоимость подъема на бугеле (с правом углу кадра) - 50 рублей!!! Скидок нет. Абонементов тоже. Такое ощущение, что им не хочется, чтобы бугелем кто-то пользовался.
Поэтому мы взяли абонементы на канатку и поехали наверх. Обошлись они нам в 700 рублей (официальная стоимость 1000), так как местные парни-контролеры тоже хотят зарабатывать. После часа дня перед канаткой появляются люди, продающие свои ски-пасы (абонементы) по 300-400 рублей. Это те, кто уже накатался и собирается домой.
Когда мы приехали туда - светило солнце, но буквально за 15 минут небо затянуло тучами и поднялся сильный ветер.
Про местный сервис говорить ничего не хочется. Его просто нет. Продавщица очков трижды сбивается с «ты» на «вы» и обратно, официантку в кафе надо ждать 15 минут и это только для того, чтобы она принесла меню (предварительно забрав его у других, не дочитавших).
Причины такого наплевательского отношения мне частично удалось понять после того, как к нам в кабинку канатки подсел парень. Тихий, скромный. Через минуту после старта он потянулся в карман, из которого достал две сигареты, одна из них была сломана, а из другой высыпался табак. Другой рукой он открыл окошко и полез в карман за зажигалкой. Стас, который сидел ближе к нему, остановил его вопросом: - Ты что курить собираешься?
- Да, а что? - ответил парень, подкуривая сигарету.
От такой душевной простоты мы пару секунд были в замешательстве и не знали, что ему ответить.
- То, что мы не курим, - первым вернулся в реальность Стас.
- Я в окошко.
- Не надо!
- Почему?
- Потому что дым будет по всей кабинке всё равно.
- Ну и что?
- Ты не понимаешь? Мы не курим! Зачем нам нюхать твой дым?
- Ну ничего, потерпите немного, я недолго же.
(Мысль ударить его в челюсть была отвергнута. Не толерантно это. Да и для здоровья опасно)
- Почему мы должны терпеть? Тут по-русски написано «Не курить», - как к самому весомому аргументу обратился Стас, указав на соответствующую пиктограмму с подписью.
- А я не русский, - ответило быдло, и улыбнулось, оголяя ряд кривых, местами щербатых зубов.
- А кто ты?
- Я балкарец.
- Какая разница? Мы все в одной стране живем, на одном языке разговариваем! - встрял в разговор я. - Ты местный? Где живешь?
- В Верхнем Баксане.
- У вас не принято спрашивать разрешения покурить в присутствии старших или незнакомых людей?
- Нет. Мне похуй.
- Отличная логика! Наверное, вы, поэтому и живете, так как живете, и я не скажу, что живете вы хорошо. Сервиса нет, отношение к туристам наплевательское. Поэтому сюда люди и не едут.
- А чё вы тогда сюда приехали? Чё во Францию не поехали? Денег не хватило?
- Да. Не хватило. Но я тебе открою секрет: неделя пребыванию тут стоит не намного дешевле, чем неделя пребывания в Австрии. А уровень сервиса там несравнимо выше.
- Ну так и едьте туда.
- Накопим денег и обязательно поедем. Я поражаюсь твоей логике. Почему вам на все похеру? Ведь вы же живете только за счет туризма. У вас же тут нет производства, нет сельского хозяйства. Здесь вся экономика построена на туризме. Разве нет?
- Во многом да, - согласился балкарец, выбросил сигарету, надел лыжные очки и больше старался с нами не разговаривать.
Психология у них такая: Зачем напрягаться, если вы всё равно сюда приедете? Если вы всё равно будете хотеть кушать и скушаете то, что вам дадут.
В очередной раз я убедился, что на Кавказе красиво, привлекательно и прекрасно всё то, чего не касаются местные. То есть природа. Она восхитительная, завораживающая и манящая. Глядя на эти вершины, на ум приходят только одни строки: «Лучше гор могут быть только горы…»
В общем и целом покатались мы хорошо. И если вы едете туда именно за «покатушками на лыжах», то вы получите огромное удовольствие. Главное! - не ждите никакого сервиса, снизьте уровень своих ожиданий до сельского и тогда вам понравится всё!
P.S. Этот отчет я написал на прошлой неделе, и не успел его выложить из-за трагических событий с моей соседкой, а в субботу утром все центральные телеканалы сообщили о расстреле микроавтобуса с туристами по дороге в Приэльбрусье. В том самом селе, где мужчина на заправке обещал сломать мой фотоаппарат.
А ещё через несколько часов злоумышленники взорвали канатную дорогу, и на землю упало около 40 кабинок. Тех самых, в которых курил местный парень.
В данный момент туристов туда не пускают - ищут шайтанов. Но никого не найдут, потому что свои своих там не выдают.