После того срача, который учинил Евгений Гришковец на прошлой неделе, решил ознакомиться, так сказать, с объектом, то есть с фильмом "Сатисфакция". Тем, кто не в курсе, поясню:
великий драматург современности оскорбился частыми сравнениями собственного детища с хитом от Квартета И "О чем говорят мужчины". Нисколько не желая обидеть Хаита и Ко, нельзя не отметить, что у обеих работ, безусловно, есть одно общее свойство - ни ту, ни другую, кажется, нельзя назвать кинематографом в общепризнанном смысле.
Лента начинается с мастерски исполненного хука слева, которым Гришковец награждает проворовавшегося подрядчика
Итак, что же мы имеем? Гришковец в образе провинциального иркутского олигарха устраивает дуэль со своим адъютантом, который наставил ему рогов. В качестве оружия используются всевозможные алкогольные напитки, а побежденным считается тот, кто: а) первым свалится под стол, б) опорожнит желудок, в) выматерится три раза, г) дойдет до рукоприкладства. Оппонент Гришковца в случае победы получит миллион долларов и виновницу раздора. Поражение - ссылка.
Вообще, очень жаль, что великий драматург Гришковец вот так сразу запретил героям ругаться нехорошими словами. А как же разговор по душам? Табуированная лексика при таких раскладах могла бы добавить происходящему на экране экспрессии. Но вместо этого мы становимся зрителями довольно унылого и пресного действа: два не очень симпатичных мужика сидят друг напротив друга за столом, хлопают рюмками, а в промежутках вяло переругиваются или откровенничают. При этом один изображает из себя этакого все познавшего мачо, а второй - мальчиша-плохиша, которого империалисты обучили своим сатанинским приемчикам и закинули обратно с секретным заданием.
На мой взгляд, проштрафившийся адъютант в сложившихся жизненных обстоятельства должен был бы положить все усилия на то, чтобы спровоцировать своего патрона на нарушение условий - выругаться или надавать противнику по мордасам. Но нет. Сначала он пытается изображать единственного настоящего друга обманутого мужа. Затем выставляет себя чуть ли не героем, который помог Гришковцу познать, кто же его избранница (четвертая, кстати, по счету) на самом деле есть. Выглядит это не сказать чтобы очень убедительно. При этом, в силу художественной достоверности, чем ближе развязка, тем менее человеческий облик принимают герои.
За динамику в "Сатисфакции" отвечает смена напитков и блюд. Также присутствуют вставки из бесед челяди на кухне ресторана. Видимо, для проведения параллелей с ходом дуэли. Причем челядь, конечно, заметно проигрывает основным персонажам - недалека, туповата и спорит на тыщу рублей, кто сможет сожрать кастрюлю макарон. По всей видимости, это не только замысел автора, Гришковца, но и в некотором роде его гражданская позиция. Потому что олигархические замашки он исполняет не только с ощутимым удовольствием, но и весьма органично.
Как мы знаем, сатисфакция, если буквально, - удовлетворение. Уверен, что свое удовлетворение драматург Гришковец от "Сатисфакции" получил. Насчет зрителей так утверждать не стал бы.
ЗЫ. Я
тут несколько ранее зарекался ругать плохое кино. Но поскольку предмет разбора не считаю киной, то и покритиковать можно)))