Исполнил на выходных слоупока и посмотрел дуплетом два фильма Джеймса Грэя - «Ярды» (хотя, какие к дьяволу «Ярды»??? Очевидно же, что это депо имеется в виду) и «Любовники» (хотя, тут тоже все неоднозначно, все-таки Two lovers - либо двое влюбленных, либо две возлюбленных, если брать в расчет сюжет). С учетом виденных ранее «Хозяев ночи», Джеймс Грэй объявляется главным трибуном обитателей Брайтона и вообще отличным режиссером.
«Ярды» (2000 г.) - это такая семейная драма на фоне коррупционной возни за жирные подряды на ремонт нью-йоркской подземки. Марк Уолберг играет 24-летнего Лео, который выходит из тюрьмы после полуторалетней отсидки за угон машины. Пока он чалился на нарах, его кореш Вилли (Хоакин Феникс) успел замутить роман с Эрикой, кузиной Уолберга, партию которой исполняет Шарлиз Терон. Ее мать (Фэй Дэнуэй) своего племянника не очень жалует, потому что как-то застукала 15-летних Лео и дочь, но все же просит за него у своего второго супруга Фрэнка (Джеймс Каан), который возглавляет компанию, специализирующуюся на ремонте подвижного состава. Вилли, уже помогающий Фрэнку в темных делишках, берет Лео под крыло и знакомит с нюансами подкупа метрошных чиновников и порчи имущества конкурентов. Одна такая диверсионная операция срывается, Вилли практически ненароком убивает диспетчера в депо, а Уолберг так отбивается от прискакавшего на тревогу копа, что отправляет того прямиком в кому. Вся эта история здорово угрожает репутации Фрэнка. Вилли сваливает всю вину за провал на Лео, предварительно отправив его в бега. Полицейский приходит в себя и опознает обидчика по картотеке. С этого момента Вилли и Фрэнк заинтересованы в том, чтобы Лео никто и никогда не нашел. Во всяком случае, живым.
Мне вот удивительно, как тридцатилетний на тот момент Грэй совладал с таким актерским коллективом. Ладно там Феникс - у них с Грэем, похоже, что-то вроде успешного творческого союза. Но ведь собрались артисты, прямо скажем, разного уровня дарования. Как мы знаем, Уолберг в главной роли - довольно рискованный выбор. Особенно когда рядом в кадре оказываются такие великие, как Каан и Дэнуэй. Но тут даже он в кассу, потому что такой вот не очень сообразительный парнишка с окраин. Кроме того, Грэй использует вроде простой, но очень эффективный прием: как правило, Уолберг и партнеры в кадре общаются едва ли не шепотом. Ну, то есть очень тихим голосом. Что сразу создает эффект какой-то с одной стороны доверительности, а с другой - достоверности. В общем, нашел молодой режиссер подход, чтобы уравнять фигуры.
Отдельно замечу про Шарлиз Терон. Она, каюсь, моя любимая актриса, но не в смысле актерского дарования, хотя и с ним, в целом, все нормально, а в смысле красоты ее, которая производит на меня неизменно сильное впечатление. Честно, я вот не знаю больше такой актрисы, которая была бы прекрасна что брюнеткой, что блондинкой, что с длинными волосами, что с короткими.
Конечно, есть в «Ярдах» определенные недочеты. Скажем, не слишком резвый темп в первой половине действия, но потом фильм набирает обороты и затягивает так, что не оторваться. Присутствуют определенные сюжетные допущения: например, Лео возвращается домой буквально следом за полицейским обыском и обретается в окрестностях и непосредственно в квартире еще несколько дней. А копы, вероятно, так уверены, будто он далеко в бегах, что даже не удосужились поставить наружное наблюдение у дома. Но все это не так уж существенно.
-----
«Любовники» (2008 г.) - традиционный треугольник с неожиданным финалом. Хоакин Феникс играет тридцатилетнего Леонарда, с двумя неудачными попытками суицида за плечами и не вылезающего из депрессии с тех пор, как с ним рассталась невеста. Он по мелочи помогает отцу, владельцу старомодной химчистки в Брайтоне, а в свободное время фотографирует на старый фотоаппарат расписанные граффити старые дома. Мама (Изабелла Росселлини) периодически подглядывает ему под дверь, опасаясь, что он опять задумает дурное. Отец собирается продавать свой бизнес и приглашает потенциального покупателя на ужин со всей семьей. Предприниматель приводит и молодую дочь Сандру (Винесса Шоу, которую я идентифицировал как проститутку с ВИЧ из «С широко закрытыми глазами»), причем очевидно, что попросили об этом родители Феникса, которые рассчитывают, что симпатичная брюнетка выведет их сына из мрачного состояния. В принципе, молодые люди довольно быстро находят общий язык, Леонард демонстрирует необычное, но, в общем, довольное обаятельное чувство юмора. Контакт, как говорится, налажен, и дело идет к полноценному свиданию. Но тут вмешивается третья сила: Леонард знакомится с новой соседкой Мишель (Гвинет Пэлтроу). Она довольно очевидный антипод первой девушки: блондинка, довольно бойкая, если не сказать взбаломошная, смешливая и вообще. Собственно, Феникс очевидным образом склоняется сильнее в сторону Мишель, но та воспринимает его исключительно как друга и даже знакомит со своим любовником, женатым юристом в исполнении Элиаса Котеаса. Тогда Феникс заводит полноценную связь с Сандрой, но в любой момент готов сорваться по первому звонку Мишель.
После «Ярдов» Джеймс Грэй, условно говоря, молчал почти семь лет. В 2007 лет вышла отличная полицейско-криминальная (или снова семейная) драма «Хозяева ночи», а всего лишь год спустя - «Любовники». Если до этого любовные линии в фильмах Грэя были скорее для галочки и носили условный характер, то здесь на них строится весь сюжет. В общем-то, с самого начала понятно, что Сандра - это наилучшая партия для Леонарда. Она тихая, скромная, заботливая, умиляется странностям ухажера и вообще дочь человека, который может обеспечить их будущее. Но бестолкового героя все равно влечет к эгоистичной Мишель, которая недвусмысленно использует его в качестве жилетки, но и эта роль Леонарду в радость, увы.
Удивляться блестящей работе Хоакину Феникса, наверное, уже и не стоит. Здесь он, понятно, солирует и чувствует себя в этой роли очень уверенно. Гвинет Пэлтроу… Я не принадлежу к числу ее поклонников, но упрекнуть ее не за что. Мишель в ее исполнении выглядит именно той, кем она и является - избалованной и безответственной сучкой на содержании. Шоу играет вполголоса, но это, наверное, и требовалось.
Из забавных моментов отмечу сцену в ресторане, когда Мишель знакомит Леонарда со своим любовником. Элиас Котеас мало того, что похож на Де Ниро, так еще и откровенно ему подражает, демонстрируя знакомый многозначительный прищур и проницательный взгляд поверх очков.
Может показаться, что Грэй, подводя нас и героя Феникса к финалу, вполне определенно намекает, что любви, как таковой не существует, а есть наша погоня за этим миражом, в конце которой нас, так или иначе, ожидает обидный и болезненный удар под дых. Однако последний кадр все-таки дает надежду, что это чувство существует, и дарит его та единственная, кто замечает, что ваши руки мерзнут на морозе.