Мы их теряем… или себя…

Oct 23, 2012 14:13


Рассказ с предисловием

Она читала мир как Роман, а он оказался сволочью

Соседи повсеместно - люди с прыщавой совестью.

(«Нау» - перефраз)

Предисловие

Не оставляет равнодушным тема (о трагедии Аманды Тодд - http://zinaidamindrova.livejournal.com/59025.html ) о страшном примере выживания всеми одного и выживания одного против всех. К сожалению, гонимой оказалась слабая девочка, а преследователями или равнодушными - все окружающие. Может поэтому победа оказалась на стороне недоброго большинства, а затравленная жертва добровольно ушла из недружелюбного мира. И пусть этот акт ритуально-медленного социального каннибализма произошёл в далёкой от нас и благополучной стране, но хотя бы по такому нашумевшему поводу стоит задуматься о детских и подростковых трагедиях, происходящих и умножающихся вокруг нас. Сейчас Россия вышла на первое место в Европе по количеству самоубийств среди несовершеннолетних, не отстают и Белоруссия, Украина, Казахстан, Прибалтика.

Хотя проблема подростковой дезинтеграции - это общемировая болезнь современности, но она очень злободневна для нас. Статистика страшная, и мало того, она растущая, а за ней - жизни реальных детей и наше будущее.

Получается, мы не только не способны интегрировать молодёжь в наше общество, не можем дать им благоприятную для развития и жизни атмосферу, но ещё и стараемся не замечать происходящего. А иногда даже возложить ответственность и вину на самих детей, словно они от хорошей жизни, вопреки инстинкту самосохранения, ищут способы бегства из реальности, и всё чаще фатальные.

Главными причинами подросткового суицида, по мнению экспертов, являются насилие в семье и школьные проблемы. То, что призвано защитить и обеспечить ребёнка необходимым на пути в самостоятельную жизнь, превращается в тирана и губителя. Также, можно обозначить отдельно, такие растущие зоны риска, как унижение среди сверстников и отсутствие взаимопонимания со взрослыми, то есть - недружелюбная среда любого уровня. А если учитывать весь спектр причин, этой катастрофы, во всём мире, включая и благополучные страны, то можно обозначить отсутствие у нового поколения привлекательных целей и мотиваций для жизни. Они приходят в этот мир с запросами нового уровня, на которые нам нечего предложить. И мы не только не понимаем их, но ещё и создаём невыносимые условия.

И нам бесполезно и глупо ворчать, что мы, мол, тоже были детьми и, преодолев трудности стали взрослыми, и это ещё вопрос - насколько мы выросли, но сравнивать разные поколения в современном мире нельзя - они не такие, как мы. Это подтверждает не только статистика и трагедий, и достижений, но и реальный опыт тех, кто работает с детьми, исследует особенности и потенциал нового поколения. Они более требовательные и конкретные, более ранимые и неудовлетворённые, менее наивные и легковерные.

Они нуждаются в другом подходе и другом отношении. И попытки бегства из реальной жизни в виртуальную или ещё дальше, говорят о недостатке необходимого в этом мире. А насущное для них - не в материальных ценностях, а в понимании, чутком отношении к растущей личности, их стержня, индивидуальности, которая становится центром их бытия, вместо утрачивающего этот статус материального благополучия. Это предыдущие поколения более ориентированы на внешнее (уют, достаток, успех), а новые всё более нацелены на внутренние, чувствительные и сущностные ценности. Но как нежный росток, попадая в чужеродную среду, начинает болеть, или вынужден мутировать, отрастить колючки и стать в обороняющуюся позу. Они нуждаются в большем внимании, общении, понимании, но развитая индивидуальная чувствительность заставляет прятаться за виртуальными образами от насилующего давления недружелюбного общества.

И если мы говорим, что пусть уходят слабые, так им и надо, то тем самым тестируем своё общество на предмет того, каким его хотим видеть в дальнейшем. Наполненными хищниками или людьми, использовать вклад всех талантов, которыми одаривает разных людей природа, или скатится на примитивное выживание самых беспощадных. Но тогда не надо винить молодёжь в их слабостях и недостатках, это предыдущее поколение создаёт последующее, мы недодали нужного внимания и воспитания, пустили всё на самотёк или показали неправильные примеры и привили не те идеалы.

Конечно, далеко не все, но всё больше появляется детей, не желающих или не могущих жить в старых системах ценностей, как бы их не называли - одарённые, индиго, инопланетяне, эмо, нонконформисты или просто “другие и непослушные” - все, в той или иной мере, как бы заявляют, что так жить дальше нельзя, надо что-то менять, а в ответ получают, наше непонимание, растерянность или грубость, что выглядит как “серьёзная” взрослая отповедь, мол не знаем и знать не хотим, приспосабливайтесь, либо уходите.

И отстранившись, не дав достойных условий для развития, мы не только не имеем общего языка, но даже не хотим идти на сближение, отказывая им в диалоге, в котором они нуждаются.

И много можно говорить об этом в увещательно - публицистическом тоне, но я хочу выразить свои чувства через художественную литературу. Попробую рассказать одну историю из детства, в художественной обработке. Как посвящение…
[рассказ - ]

- Я тоже люблю дождь, - парень прижался лбом к стеклу большого окна, выходящего на заливаемый небесной влагой школьный двор.

- Не твоё де… А? Что? - Она растерянно посмотрела на нарушившего уединение, в этом закоулке родной школы, незваного гостя. Возмущение или удивление, сбило её с рваного ритма затянувшегося плача.

- Хотя, наблюдать из окна тёплого дома, лучше, чем самому находиться в сырости, - продолжил он свою мысль.

- Я не в сырости… - недовольно бросила девушка, первое что пришло в голову, как бы отмахиваясь от случайного собеседника.

- Ты? - Парень оторвался от разглядывания происходящего за окном и осмотрел девушку. - Ты в каплях… на лице. Как роса… или слезы.

- А то не понял сразу, - хмыкнула она.

- Ну это нестрашно, поплакала и стало легче. Бывает хуже, - снова отвернулся к окну странный собеседник.

- Что хуже? - озадаченно спросила сбитая с толку девушка.

- Хуже когда попадёшь под дождь, - не отрываясь от созерцания потусторонних картин, задумчиво произнёс парень.

- Хуже? - не знала возмутиться или удивиться девушка.

- Да, и если промокла одежда, а дождь холодный и ветер, - он снова повернулся к слушательнице, и принялся красочно описывать картину, немного дополняя её пантомимой и мимикой. - И вот ты идёшь, облепленный сырым холодом, и злые струи пытаются всё глубже вонзится в твоё продрогшее тело. А вокруг никого, или все чужие. И никому до тебя нет дела. И нет места, где можно согреться, переждать или переодеться. И тебе некуда идти. У тебя нет дома, по крайней мере, в этом городе. И тебя никто не ищет, и никто не ждёт, и нет денег, и нет надежды. Ты один, несчастный и брошенный, во всяком случае, так себя чувствуешь. И ты идёшь, и не знаешь зачем, куда, просто чтобы не упасть и не утонуть в лужах. А может лучше поддаться слабости и, свернувшись калачиком, забыться, но это так глупо и неприятно. Надо идти, лучше бежать, чтобы согреться. Нужна цель, нужно искать, придумать, сыграть. Представить, будто есть, куда идти. Есть дом, есть надежда, тебя ждут, это испытание, это не по-настоящему. Надо оторваться от себя и посмотреть со стороны, этому телу холодно и сыро. Ему надо помочь. Этого человека надо спасать, он погибает, к чёрту условности…

Вот дом, окно, там женщина. Тук-тук.

- Иззвинните, пожалуйста, за бесспокойсство мможно вас на минутку? Дда, зддрасствуйте, меня Валя зовут, фамилия Котик, я заблудился, в вашем городе. Скажжите, пожжалуйста, где мможно найти добрых людей, ккоторрые ппозволят мне оббогреться? Иначе, я кажется ппогибаю... Дда, жуткий ливень. Да? Мможно к вам? Я нне хотел бы вас затруднить, нно такое положение... Да, мможно снять одежду? Спасибо огромное. И чай? Я не знаю, что бывает лучше горячего чая, может только тёплое одеяло. Вы просто сказочная фея, а жить бывает интересно… - рассказчик вдруг замолчал с блаженной улыбкой на лице.

- Да… - сказала задумчиво или потрясённо девушка, прореагировав таким немногословием на сумбурную инсценировку.

- Что, страшно? - не особо интересуясь ответом,  спросил парень, снова отворачиваясь к окну.

- Сначала да…

- А бывает ещё хуже…

- Не надо.

- Сам не хочу. А у тебя что?

- А то не знаешь. Вся школа гудит. Достали уже все. Ещё и директриса наехала, говорит, я дура и меня в дурдом отправит.

- Это она сгоряча. Перепугалась, наверное, они такие случаи в пединституте, видимо, не моделировали. Не знает, как реагировать, что говорить.

- Ну, так помолчала бы, она меня два часа обзывала и угрожала.

- Два часа новой жизни выслушивать нудные нотации? И всего лишь за то, что ты газ забыла закрыть? Подумаешь, с кем не бывает, надо конечно построже, но два часа для занятий по ТэБэ - многовато.

- Ну, ты же знаешь, что я хотела… Что я специально газ не закрыла… - девушка снова растерялась, не зная иронизирует собеседник или сочувствует.

- Специально? Зря, ты же в многоэтажке живёшь, квартира наполнится газом. Придут родители, включат свет, и всё взлетит, и родители, и дом, и все, кто в нём, -  деловито заметил парень.

- Я тогда об этом не думала, - отмахиваясь от смущения и предположительных сценариев, она вернулась к своим переживаниям.

- А я бы, наверное, подумал, не стал бы так рисковать чужими жизнями, не все же виноваты в моих проблемах, - как то по-взрослому рассудительно и по-детски созерцательно выдал собеседник. - И нырять в холодную воду тоже не стал бы, а то вдруг малыши придут на речку, а там такое распухшее тело, некрасиво. Ещё снимут для новостей такое уродство. И на верёвке болтаться тоже не хотел бы, а то морда посинеет, да и, говорят, в штаны можно наделать… - снова замолчал, задумавшись, парень.

- Фу… - подтвердила последний вывод девушка.

- И я об этом.

- А ты что, тоже хотел?

- Бывало.

- Да? Из-за чего?

- Были причины, - и на её вопросительный взгляд продолжил. - Ну, я постоянно, как замечание за плохое поведение приношу, мать меня пару часов пилит и пугает, и ругает, и стыдит, и морально убивает… Вот я, когда несу домой дневник, с новым посланием, так и думаю: «Вот не станет меня, тогда ты узнаешь, что лучше я непослушный, чем совсем никакой».

- Да ну, это несерьёзно, - разочарованно отмахнулась девушка.

- А у тебя серьёзней причина была? - то ли интересуясь, то ли сомневаясь, спросил собеседник.

- Да знаешь ты всё, уже все знают, - она как-то слишком резко отмахнулась.

- Ну, что-то слышал, любовь там несчастная и её последствия, что-то типа того, - словно вспоминая давнишний случай, не особо участливо произнёс парень.

- Ага, типа того…- до сих пор не разобравшись, сочувствуют ей или подкалывают, девушка не стала углубляться в подробности.

- И ты считаешь, это серьёзней? - вопрос прозвучал без иронии и ухмылки.

- Ну, это не какие-то нотации, это… - она осеклась, подбирая чувствительный аргумент.

- Ну не скажи, - тут же вклинился собеседник. - Когда ты хотела всё бросить, у тебя всё было либо в прошлом, либо в настоящем, а мои проблемы были в будущем, улавливаешь разницу? Ты же не знаешь, что у тебя в будущем, может ещё большая любовь и счастливое продолжение мелодрамы. А я знал, что меня ожидает головомойка, - как-то рассудительно-наивно выдал своё видение проблемы парень.

- Но мне было очень плохо, как с этим жить, - пытаясь доказать, она будто вспомнила о своём состоянии, и отчаянии.

- Да, нелегко, понимаю, мне тоже когда-то было очень плохо и обидно, и тоже из-за любви, ну, и козней всяких. Тяжело и в душе, и на сердце, - не дал он ей сосредоточится на своих чувствах.

- И что ты делал? - немного успокаиваясь, больше для проформы, поинтересовалась она,

- Начал книгу писать… - вдруг выдал парень.

- Что? Книгу? Какую? - не поняла девушка, снова подозревая издевательство.

- Свою, приключенческую, интересную… мне… - серьёзно пояснил он.

- И что? - прозвучало всё ещё недоверчиво, и даже немного иронично.

- Уплыл… в книге, ну и в жизни немного отвлёкся, так сказать, абстрагировался, - продолжил он невозмутимым тоном.

- Да ну?

- Ага, правда, так и не дописал, состояние ушло, а теперь лень, не могу  себя заставить, но было интересно…

- Дашь почитать? - вдруг поверила, и загорелась новым желанием она.

- Не-а, я для себя писал, да и не понравится такое тебе… вам - девочкам, - неожиданно отказал парень.

- А мне интересно, я бы почитала, - девушка попыталась снова вернуться к своей грусти.

- Тогда давай ты тоже начнёшь сочинять, я буду читать твоё, а ты - моё, - неожиданно предложил собеседник.

- Ну не знаю, никогда не пробовала писать целую книгу… Хотя, если ты поможешь… - она вопросительно посмотрела на парня.

- Ну, с запятыми и точками вряд ли, а вот с новыми приключениями и неожиданными решениями, могу и помочь.

-Да? Будем искать приключения? - ухмыльнулась девушка.

- Обязательно, мы их или они нас, но главное, найти себя и не потерять... - многозначительно прозвучал новый ориентир.

подростки, рассказ, интеграция, воспитание

Previous post Next post
Up