Не оставляет равнодушным тема (о трагедии Аманды Тодд - http://zinaidamindrova.livejournal.com/59025.html ) о страшном примере выживания всеми одного и выживания одного против всех. К сожалению, гонимой оказалась слабая девочка, а преследователями или равнодушными - все окружающие. Может поэтому победа оказалась на стороне недоброго большинства, а затравленная жертва добровольно ушла из недружелюбного мира. И пусть этот акт ритуально-медленного социального каннибализма произошёл в далёкой от нас и благополучной стране, но хотя бы по такому нашумевшему поводу стоит задуматься о детских и подростковых трагедиях, происходящих и умножающихся вокруг нас. Сейчас Россия вышла на первое место в Европе по количеству самоубийств среди несовершеннолетних, не отстают и Белоруссия, Украина, Казахстан, Прибалтика.
Хотя проблема подростковой дезинтеграции - это общемировая болезнь современности, но она очень злободневна для нас. Статистика страшная, и мало того, она растущая, а за ней - жизни реальных детей и наше будущее.
Получается, мы не только не способны интегрировать молодёжь в наше общество, не можем дать им благоприятную для развития и жизни атмосферу, но ещё и стараемся не замечать происходящего. А иногда даже возложить ответственность и вину на самих детей, словно они от хорошей жизни, вопреки инстинкту самосохранения, ищут способы бегства из реальности, и всё чаще фатальные.
Главными причинами подросткового суицида, по мнению экспертов, являются насилие в семье и школьные проблемы. То, что призвано защитить и обеспечить ребёнка необходимым на пути в самостоятельную жизнь, превращается в тирана и губителя. Также, можно обозначить отдельно, такие растущие зоны риска, как унижение среди сверстников и отсутствие взаимопонимания со взрослыми, то есть - недружелюбная среда любого уровня. А если учитывать весь спектр причин, этой катастрофы, во всём мире, включая и благополучные страны, то можно обозначить отсутствие у нового поколения привлекательных целей и мотиваций для жизни. Они приходят в этот мир с запросами нового уровня, на которые нам нечего предложить. И мы не только не понимаем их, но ещё и создаём невыносимые условия.
И нам бесполезно и глупо ворчать, что мы, мол, тоже были детьми и, преодолев трудности стали взрослыми, и это ещё вопрос - насколько мы выросли, но сравнивать разные поколения в современном мире нельзя - они не такие, как мы. Это подтверждает не только статистика и трагедий, и достижений, но и реальный опыт тех, кто работает с детьми, исследует особенности и потенциал нового поколения. Они более требовательные и конкретные, более ранимые и неудовлетворённые, менее наивные и легковерные.
Они нуждаются в другом подходе и другом отношении. И попытки бегства из реальной жизни в виртуальную или ещё дальше, говорят о недостатке необходимого в этом мире. А насущное для них - не в материальных ценностях, а в понимании, чутком отношении к растущей личности, их стержня, индивидуальности, которая становится центром их бытия, вместо утрачивающего этот статус материального благополучия. Это предыдущие поколения более ориентированы на внешнее (уют, достаток, успех), а новые всё более нацелены на внутренние, чувствительные и сущностные ценности. Но как нежный росток, попадая в чужеродную среду, начинает болеть, или вынужден мутировать, отрастить колючки и стать в обороняющуюся позу. Они нуждаются в большем внимании, общении, понимании, но развитая индивидуальная чувствительность заставляет прятаться за виртуальными образами от насилующего давления недружелюбного общества.
И если мы говорим, что пусть уходят слабые, так им и надо, то тем самым тестируем своё общество на предмет того, каким его хотим видеть в дальнейшем. Наполненными хищниками или людьми, использовать вклад всех талантов, которыми одаривает разных людей природа, или скатится на примитивное выживание самых беспощадных. Но тогда не надо винить молодёжь в их слабостях и недостатках, это предыдущее поколение создаёт последующее, мы недодали нужного внимания и воспитания, пустили всё на самотёк или показали неправильные примеры и привили не те идеалы.
Конечно, далеко не все, но всё больше появляется детей, не желающих или не могущих жить в старых системах ценностей, как бы их не называли - одарённые, индиго, инопланетяне, эмо, нонконформисты или просто “другие и непослушные” - все, в той или иной мере, как бы заявляют, что так жить дальше нельзя, надо что-то менять, а в ответ получают, наше непонимание, растерянность или грубость, что выглядит как “серьёзная” взрослая отповедь, мол не знаем и знать не хотим, приспосабливайтесь, либо уходите.
И отстранившись, не дав достойных условий для развития, мы не только не имеем общего языка, но даже не хотим идти на сближение, отказывая им в диалоге, в котором они нуждаются.
И много можно говорить об этом в увещательно - публицистическом тоне, но я хочу выразить свои чувства через художественную литературу. Попробую рассказать одну историю из детства, в художественной обработке. Как посвящение… [рассказ - ]
- Я тоже люблю дождь, - парень прижался лбом к стеклу большого окна, выходящего на заливаемый небесной влагой школьный двор.
- Не твоё де… А? Что? - Она растерянно посмотрела на нарушившего уединение, в этом закоулке родной школы, незваного гостя. Возмущение или удивление, сбило её с рваного ритма затянувшегося плача.
- Хотя, наблюдать из окна тёплого дома, лучше, чем самому находиться в сырости, - продолжил он свою мысль.
- Я не в сырости… - недовольно бросила девушка, первое что пришло в голову, как бы отмахиваясь от случайного собеседника.
- Ты? - Парень оторвался от разглядывания происходящего за окном и осмотрел девушку. - Ты в каплях… на лице. Как роса… или слезы.
- А то не понял сразу, - хмыкнула она.
- Ну это нестрашно, поплакала и стало легче. Бывает хуже, - снова отвернулся к окну странный собеседник.
- Что хуже? - озадаченно спросила сбитая с толку девушка.
- Хуже когда попадёшь под дождь, - не отрываясь от созерцания потусторонних картин, задумчиво произнёс парень.
- Хуже? - не знала возмутиться или удивиться девушка.
- Да, и если промокла одежда, а дождь холодный и ветер, - он снова повернулся к слушательнице, и принялся красочно описывать картину, немного дополняя её пантомимой и мимикой. - И вот ты идёшь, облепленный сырым холодом, и злые струи пытаются всё глубже вонзится в твоё продрогшее тело. А вокруг никого, или все чужие. И никому до тебя нет дела. И нет места, где можно согреться, переждать или переодеться. И тебе некуда идти. У тебя нет дома, по крайней мере, в этом городе. И тебя никто не ищет, и никто не ждёт, и нет денег, и нет надежды. Ты один, несчастный и брошенный, во всяком случае, так себя чувствуешь. И ты идёшь, и не знаешь зачем, куда, просто чтобы не упасть и не утонуть в лужах. А может лучше поддаться слабости и, свернувшись калачиком, забыться, но это так глупо и неприятно. Надо идти, лучше бежать, чтобы согреться. Нужна цель, нужно искать, придумать, сыграть. Представить, будто есть, куда идти. Есть дом, есть надежда, тебя ждут, это испытание, это не по-настоящему. Надо оторваться от себя и посмотреть со стороны, этому телу холодно и сыро. Ему надо помочь. Этого человека надо спасать, он погибает, к чёрту условности…
Вот дом, окно, там женщина. Тук-тук.
- Иззвинните, пожалуйста, за бесспокойсство мможно вас на минутку? Дда, зддрасствуйте, меня Валя зовут, фамилия Котик, я заблудился, в вашем городе. Скажжите, пожжалуйста, где мможно найти добрых людей, ккоторрые ппозволят мне оббогреться? Иначе, я кажется ппогибаю... Дда, жуткий ливень. Да? Мможно к вам? Я нне хотел бы вас затруднить, нно такое положение... Да, мможно снять одежду? Спасибо огромное. И чай? Я не знаю, что бывает лучше горячего чая, может только тёплое одеяло. Вы просто сказочная фея, а жить бывает интересно… - рассказчик вдруг замолчал с блаженной улыбкой на лице.
- Да… - сказала задумчиво или потрясённо девушка, прореагировав таким немногословием на сумбурную инсценировку.
- Что, страшно? - не особо интересуясь ответом, спросил парень, снова отворачиваясь к окну.
- Сначала да…
- А бывает ещё хуже…
- Не надо.
- Сам не хочу. А у тебя что?
- А то не знаешь. Вся школа гудит. Достали уже все. Ещё и директриса наехала, говорит, я дура и меня в дурдом отправит.
- Это она сгоряча. Перепугалась, наверное, они такие случаи в пединституте, видимо, не моделировали. Не знает, как реагировать, что говорить.
- Ну, так помолчала бы, она меня два часа обзывала и угрожала.
- Два часа новой жизни выслушивать нудные нотации? И всего лишь за то, что ты газ забыла закрыть? Подумаешь, с кем не бывает, надо конечно построже, но два часа для занятий по ТэБэ - многовато.
- Ну, ты же знаешь, что я хотела… Что я специально газ не закрыла… - девушка снова растерялась, не зная иронизирует собеседник или сочувствует.
- Специально? Зря, ты же в многоэтажке живёшь, квартира наполнится газом. Придут родители, включат свет, и всё взлетит, и родители, и дом, и все, кто в нём, - деловито заметил парень.
- Я тогда об этом не думала, - отмахиваясь от смущения и предположительных сценариев, она вернулась к своим переживаниям.
- А я бы, наверное, подумал, не стал бы так рисковать чужими жизнями, не все же виноваты в моих проблемах, - как то по-взрослому рассудительно и по-детски созерцательно выдал собеседник. - И нырять в холодную воду тоже не стал бы, а то вдруг малыши придут на речку, а там такое распухшее тело, некрасиво. Ещё снимут для новостей такое уродство. И на верёвке болтаться тоже не хотел бы, а то морда посинеет, да и, говорят, в штаны можно наделать… - снова замолчал, задумавшись, парень.
- Фу… - подтвердила последний вывод девушка.
- И я об этом.
- А ты что, тоже хотел?
- Бывало.
- Да? Из-за чего?
- Были причины, - и на её вопросительный взгляд продолжил. - Ну, я постоянно, как замечание за плохое поведение приношу, мать меня пару часов пилит и пугает, и ругает, и стыдит, и морально убивает… Вот я, когда несу домой дневник, с новым посланием, так и думаю: «Вот не станет меня, тогда ты узнаешь, что лучше я непослушный, чем совсем никакой».
- Да ну, это несерьёзно, - разочарованно отмахнулась девушка.
- А у тебя серьёзней причина была? - то ли интересуясь, то ли сомневаясь, спросил собеседник.
- Да знаешь ты всё, уже все знают, - она как-то слишком резко отмахнулась.
- Ну, что-то слышал, любовь там несчастная и её последствия, что-то типа того, - словно вспоминая давнишний случай, не особо участливо произнёс парень.
- Ага, типа того…- до сих пор не разобравшись, сочувствуют ей или подкалывают, девушка не стала углубляться в подробности.
- И ты считаешь, это серьёзней? - вопрос прозвучал без иронии и ухмылки.
- Ну, это не какие-то нотации, это… - она осеклась, подбирая чувствительный аргумент.
- Ну не скажи, - тут же вклинился собеседник. - Когда ты хотела всё бросить, у тебя всё было либо в прошлом, либо в настоящем, а мои проблемы были в будущем, улавливаешь разницу? Ты же не знаешь, что у тебя в будущем, может ещё большая любовь и счастливое продолжение мелодрамы. А я знал, что меня ожидает головомойка, - как-то рассудительно-наивно выдал своё видение проблемы парень.
- Но мне было очень плохо, как с этим жить, - пытаясь доказать, она будто вспомнила о своём состоянии, и отчаянии.
- Да, нелегко, понимаю, мне тоже когда-то было очень плохо и обидно, и тоже из-за любви, ну, и козней всяких. Тяжело и в душе, и на сердце, - не дал он ей сосредоточится на своих чувствах.
- И что ты делал? - немного успокаиваясь, больше для проформы, поинтересовалась она,
- Начал книгу писать… - вдруг выдал парень.
- Что? Книгу? Какую? - не поняла девушка, снова подозревая издевательство.