Говорят, что кроме всего прочего
Обязательно будет что-то ещё.
Теоретически не так уж всё плохо -
Теоретически всё хорошо!
Как сказано, что нальёшь, то и выпьешь;
А что посеешь - пожнёшь.
И этим обустройствам не видно конца,
И ничего уже не разберёшь. (
День Триффидов)
Хочу сразу обозначить, что не являюсь утопистом, я довольно разумный реалист, как мне кажется. Может не слишком принципиальный и жёсткий, но без иллюзий и шор. Но когда задумываешься о настоящем и будущем, то на ум приходят либо БП /МП - катастрофы, или же маловероятные утопии. Настолько очевидно - безвыходный тупик, во всех сферах деятельности мы имеем, или он имеет нас.
Пытаясь анализировать и знакомясь с исследованиями других, находишь себя и окружающих, в неком заданном не нами процессе, в условиях и ценностях которые мы не только не выбирали, но по здравому размышлению и не хотим. Но нам навязаны, привиты или нами усвоены, зачастую, противоестественные желания…
Желание потребления сверх необходимого, это фундамент современного мировоззрения, и основа экономики всех цивилизованных стран. Это двигатель и топливо, для всего, что сейчас называют нормальной, обеспеченной или современной жизнью. А вокруг этого, строятся все возможные градации, в разные стороны, и на разном удалении в крайности. Есть обычные пользователи, со средней частотой потребления, есть малообеспеченные или мало-заинтересованные - низкоуровневые потребители. Есть снобы, гламурные, шопо-голики, модники и трендо-маны - активно следящие и живущие новинками, и есть дауншифтеры, симпл-лайферы - различные движения и воззрения тех, кто демонстративно минимизирует свой уровень потребления и жизни.
Но всё это относительно существующего колосса нынешней религии Потреблянства. Формальные, ортодоксальные или неопределённые течения, взгляды и убеждения, внутри единой общей Веры. Все крутятся в её орбите, кто в порфире и в золоте, кто в рубище и грязи, противостоя или продвигая, не-заморачиваясь или напрягаясь, много кругов, разной степени сознательности, добровольных и принудительных - хороводов во Славу Нашего Господствующего строя.
Однако всё имеет свой конец, и то что было некогда востребованным, стало губительным. Потому появляется всё больше сигналов характеризующих наше нынешнее состояние как катастрофичное. Мы слишком быстро и бездарно уничтожаем невосполнимые ресурсы, да и воссоздаваемые тоже, со скоростью превышающей их восстановление. Что же мы при этом приобретаем? Если не брать основных игроков, уже имеющих свой постоянный доход от этой круговерти ненужных вещей, а также желающих поймать волну и в кратчайшие сроки стать одним из избранных. Если оценить выгоды основного потребителя, питающего эту систему своими трудами и нуждами, то вроде не так уж и много.
Несомненным(не для всех, но многих) плюсом, является - возможность приобрести всё необходимое для комфортной, в её индивидуальном понимании, жизни. Ну и к этому вроде бы неоспоримому преимуществу, несколько, не столь положительных следствий:
Во первых - никто не может ручаться, что всё необходимое действительно является потребностью покупателя, а не внушённой, системой и её зомбо - программированием , установкой.
Во вторых - необходимое быстро устаревает, выходит из строя, из моды, дублируется, теряет актуальность и смысл.
В третьих - постоянный стресс и неуверенность от наличия, отсутствия, оптимальности, выгодности, модности, актуальности приобретенного или желаемого.
В четвёртых - количество затраченного времени и сил на приобретение вещи с неизвестной судьбой.
В пятых - количество ресурсов, энергии, жизненного пространства и прочего, затраченных на изготовление, и быструю утилизацию, вещей сомнительной надобности.
Конечно, если нынешняя система общепринята, то и выгодна многим задействованным в этом вещевороте участникам, пусть даже от отсутствия альтернативы. И если сам работник зарабатывает мизерный процент от результата своего труда, то всевозможные посредники управленцы, а главное владельцы, могут получить самые волнующие барыши от удачного проекта. Хотя у каждого свои риски, и чем ближе к верхушке, тем исчисляются они большим количеством цифр, а в ниже ватерлинии, числа могут быть небольшими, но насущными, не говоря уже об опасности для здоровья и жизни. Потому, для всех уровней пирамиды, отрицательным фактором является обязательный стресс и неуверенность. И в том насколько дело будет выгодным, долгоживущим, успешным, и хватит ли заработанного на запланированное и необходимое. Пусть и у каждого своё, кому новый телефон, автомобиль или завод, но по всей вертикали - беспокойство и страх.
Кроме того, текущее состояние необходимо, для тех, кто живёт потреблением, так сказать, кумиры и проповедники его славы и величия, однако понятно, что это заинтересованные лица, или легко-внушаемые жертвы соответствующей промывки. Люди, не нашедшие себя в другом, но имеющие склонность к приверженности и крайности воззрений. Фанатики есть в любых верованиях и идеологиях, на их подвижничестве и примере стоит убеждение в истинности учений, даже взаимоисключающих.
И вот рассмотрев некоторые за и против, допустим, мы согласились на необходимость снижения потребления, а можем, для большей убедительности, рассмотреть и другие аргументы. Но если да, то как быть?
Можно ли, что то сделать в рамках отдельных субъектов, или нужно действовать глобально? Закрыться в своих границах и заниматься локальными мерами или не забывать о спасении всех желающих? Начать снизу, от потребителя и рабочего, оказавшегося во многостороннем рабстве или надеяться, что более деятельные и заинтересованные верхи смогут понять, что их риски могут быть не менее фатальными?
С кого бы мы не начали строить город или планету будущего, имеющиеся у нас рычаги одни. Да, для всех форм, географических и политических единиц, для разного уровня потребителей и собственников, возможен лишь один метод воздействия. Имеется ввиду - добровольный и эволюционный, т.е. - реактивный, а не вынужденный и революционный или рефлексивный способ решения наступающих проблем. Так вот, для всех возможен только один способ - активная пропаганда новых ценностей. И чем более глобальной и всеохватывающей она будет тем больший эффект принесёт. А усилия локального характера, могут быть сведены на нет - разложением извне, если конечно это не закрытый диктаторский режим. В сущности, для нынешних технологий, нет ничего сложного. Да мы и видели пример такой агитации, после недавнего всплеска кризиса, ныне сдерживаемого до времени. Это конечно было комично, когда более чем состоятельный бомонд, наряжался в хэнд-мэйд из содержимого мусорных баков, но нельзя сказать, что не нашло отклика и своих поклонников, и лишь с уменьшением угрозы, всё вернулось на круги своя, кумиры в кутюр, поклонники в гламур, мусор в землю, а будущий мусор в магазины.
Но если представить, что среди населения, станут популяризироваться другие ценности, не одевать на себя мусор и не питаться отбросами, а жить нормально и естественно, как жили наши предки в недалёком прошлом, и как некоторые, не так давно, жили в стране с другим строем, конечно с поправкой на время, технологии, возможности и потребности.
Когда то хозяйственность и житейская смекалка были предметом гордости, каждого обладателя и целой страны. Сейчас, испытав все возможности этого, всё таки загнивающего строя, можно повернуться, не к прошлому, а к осознанному, разумному, гордому и естественному отношению к вещам, своему труду и жизни. И для этого, можно сделать героем, не гламурного бездельника, которого система взяла на обложку, потратившего лёгкие деньги на блестяшки и понты, дающего пример и поучающего всех, как надо жить и к чему стремиться. Если вдруг завтра, «героев нашего времени» оставят за кадром, или молча ухмыльнувшись, скажут: «ну чем бы дитя не тешилось», и отвернутся. А начнут говорить о нормальных людях и семьях, воспитавших нормальных детей, разумно работающих и потребляющих, без крена в любую крайность. Как мы восхищаемся естественной природой, не извращённой в угоду чьей-то глупости или выгоде, а породившей нас и давшей примеры и подсказки. Что будет с ныне - замечательными личностями, которые нуждаются во внимании окружающих, в их одобрении и уважении или хотя бы не безразличии, а за ними и те кто смотрят на уважаемых и окружённых вниманием?
И это не трудно, мы начинаем как бы игру, с собой и с другими против себя нынешних, и против этой системы ценностей, одобряем то, что посчитаем естественным, нормальным, правильным. Игнорируем, и не уважаем, излишества и извращённость относительно нормального образа жизни. Это даже увлекательно продвигать натурализм, не тот который пытается всех эпатировать, мы и этим уже сыты, и не крайности, которые не могут быть восприняты большинством, а золотую середину, между гипотетически возможным и минимально необходимым. Если сейчас, все кто способны думать, и согласны привить себе и обществу разумное отношение к жизни, начнут это популяризировать. Без осуждения и зависти, отвернутся от неестественно уродливых форм, обратив своё внимание и творчество на красоту и гармонию, умеренной жизни. Не доводя до абсурда и фарса, и не становясь надменными фанатиками с ЧСВ, не под давлением обстоятельств или чужой воли, а значит и выгоды. А сознательно и добровольно, для настоящего и будущего, своего и детей, выражать со всех возможных площадок, мнение и представление о том каким мы хотим видеть себя и новый мир. Ведь каждый человек, что бы он не сделал, отпустил самые длинные ногти, умял больше всех пельменей, или купил золотой унитаз, ищет признания, одобрения или внимания, следуя за имеющимися ценностями или гипертрофируя, хочет выделиться. Но пресытившись уже всевозможными попытками каждого самовыразиться в извращённой форме, мы можем направить внимание на тех кто хочет вернуться к нормальной жизни, что по нынешним временам уже экзотика.
В наследство от юношеского романтизма, мне близко отношение к вещам, которое было у практически исчезнувших ныне хиппи. Когда человек не отказывается от доступного, какую бы ценность оно не имело, но напрягается только ради самого необходимого. Однако и в таких мировоззренческих позициях тоже есть перегибы, которые нельзя рекомендовать для общего пользования. Не должно быть акцентов на понижение уровня жизни и искусственном ограничении, если и произойдёт некое упрощение и возврат к простым формам, то это будет следствием естественных процессов. Как люди, насытившиеся искусственным миром, вдруг открывают новые ощущения в простой работе с минимумом сложных приспособлений, сами ухаживают за растениями, рыбами, животными не желая воздвигать между собой и любимым делом технологические барьеры. Или человек пытаясь везде успеть с помощью приборов, начинает ценить наслаждение от простых вещей, и зарабатывает на механизмах, что бы позволить себе отдых на нетронутой цивилизацией природе.
Поэтому человек с новым отношением к жизни ни в чём не проиграет. Всё созданное и придуманное до сих пор, может обеспечить не только отдельных людей, но и всё человечество вполне комфортной жизнью. Если искусственно не создавать потребность в новом товаре, не возбуждать зависть, манию новизны и недостатка, то человек может обойтись имеющимся ассортиментом, и создавать нужное в меру потребностей. Выбрать оптимально необходимое и качественное, не ведясь на иллюзию выбора среди сомнительных дублей. Уменьшая неразумные траты, избавляясь от потребительской горячки, приводя в порядок свою жизнь, сокращая рабочее время, и сосредотачиваясь на процессах делающих нас людьми.
Сейчас появились возможности, для всех, не самых простых, а думающих и анализирующих людей, находясь на своём месте, у своего электронного окна в мир, в меру желания и активности, задавать тон, вкус, важность, любым темам и вещам, которые он посчитает разумными, необходимыми или просто интересными. Но когда каждый говорит от своей исключительности, то эффект незначительный, мы всё больше не похожи друг на друга и всё больше не согласны, не слышим и не услышаны. Но если использовать свою исключительность для общей пользы, когда каждый в меру таланта и сил проявляет нужное всем. Если все индивидуалисты оставят свои различия для себя и себе подобных, а поддержат то, что нас объединяет, без чего мы перестаём быть людьми, пусть и абсолютно разными, если начать думать о важном для всех…
Таким образом, мы сами выбираем какими нам быть, не в личном, а в общем, и каким мы хотим видеть наше окружение. Кроме того, мы лечим потребительское обжорство, страх неуверенности, внушённый трудоголизм, эгоизм, фетишизм и нарциссизм. И это выгодно всем, и гламурным шопоголикам, и сводящим концы с концами трудягам. Ведь не затрачивая особых усилий и не будучи принуждёнными новым кризисом или сомнительными вождями, каждый, в меру возможностей, вкладывает свое отношение и все лечатся от своих зависимостей. А жизнь, без угнетающих пристрастий, становиться более насыщенной, не сосредоточенной лишь на товаре и работе, а наполненная присущим нам по природе удовольствиями, которые мы можем сами выбирать, по своей натуре, а не под диктат системы принудительного кормления. И нам уже не надо завидовать или переживать, испытывать страх от недостатка или неуверенности, мы не зациклены на том, что где достать и как выделиться приобретением, мы можем самовыражаться своей полезной креативностью. Мы способны стать свободными, освободиться от зависимости, и ломки без дозы, как после долгой изматывающей ночи, увидеть, если не Город Солнца, то Новый День…