Учебный год как беременность - длится девять месяцев,
вот только тошнить начинает на второй день.
Справедливость этой шутки я даже не пытался подтверждать, к сожалению, она очевидна для большинства. Но подтверждение пришло само, вместе с сыном, после первого учебного дня в школе. Впрочем, и до Дня Знаний, после летней разлуки и скуки по одноклассникам, знаниям и учителям, ребёнок не только не проявлял никакого желания вновь окунуться в школьную жизнь, но наоборот, негативно реагировал на всякое упоминание об этом. А после первых занятий, вернулся ещё более недовольным.
А была ли школьная романтика или это давно стало непочётной обязанностью и тяжким бременем для формирующихся молодых личностей?
Конечно, возможны частные случаи, когда, не далеко от дома, расположено замечательное среднеобразовательное заведение, в котором чудесным образом совместилось всё необходимое для нормального обучения - добрые, воспитанные ученики, такие же, да ещё профессионалы, и по жизни по призванию - учителя, увлекательная программа и лояльная методика обучения, может тогда школа будет восприниматься хотя бы нейтрально. Но мне, честно говоря, трудно это представить, хотя бы потому, что методика и программа, а так же набор изучаемых предметов у нас один для всех - установленный государством стандарт. А привлечь талантливых учителей можно только материально, но это по карману лишь платным или финансируемым по отдельным статьям заведениям, что если и даёт какой результат в сфере всеобщего образования, то весьма незначительный.
Неужели так много надо, что бы сделать процесс обучения радостью и увлекательным приключением для ребёнка? Ведь в нём наше будущее, он - одна из главных необходимостей, для которых создаются семьи, зарабатываются деньги, это наша надежда на продолжение себя, на нормальную старость, это счастье вне себя, которое мы готовы желать и делать бескорыстно. Чего нам для них жалко? Разве не для них практически всё что есть у нас? У одних больше у других меньше - неважно, каждый готов дать сколько сможет, для того, что бы видеть своё чадо счастливым и радостным в среде таких же лучащихся всеми положительными эмоциями друзей и знакомых.
Почему нам трудно представить, что образовательный процесс, который увы, не так незначителен по воздействию на жизнь, сознание, а также физическое и психическое здоровье ребёнка, может быть приятным, и благожелательным для него?
Ведь кажется, всё так просто - ребёнок приходит со школы, рассказывает в какие игры играли, и может даже не подозревает, сколько он нового выучил, в процессе правильно построенных игр. Он делится новой интересной информацией об окружающем мире, о природе и о себе, от самого близкого, что есть в его жизни до горизонтов, которые ему интересны и притягательны. Он рассказывает как они сидели в общем кругу, а учителя будто и не было, он либо был как один из них, либо так ловко направлял их, оставаясь практически незаметным. Вокруг были одни друзья, они обменивались мнениями и впечатлениями и открыв рты слушали каждого, а также восторженно делились своим, дополняющим общее и непохожее ни на чьё, мнением. И он даже не скажет, что было какое-то стеснение и замешательство, неудобство и неуверенность, потому как для него будет естественна та дружелюбная, понимающая и расположенная лично к нему, как и ко всем, атмосфера. Это школа жизни, где не столько учат "что-то знать", сколько воспитывают, создают условия и показывают пример "как быть", ощущая мир всеми фибрами, радуя и радуясь, впитывая и делясь, обретая себя и принося этим пользу другим.
Он сам заведёт будильник, потому что, завтра его ждут новые открытия, новые миры и старые проверенные, становящиеся всё ближе друзья и учителя. Ведь каждый День неповторим. А Завтра, они могут поехать на какой-то завод или в больницу, в зоопарк или просто в парк, который вдруг станет волшебным, наполненным таким количеством интересных предметов, растений, птиц, историй, легенд, что если бы всё поместить в книгу, то её не прочесть и за неделю, но всё впиталось на одном пьянящем вдохе. Он вечером перечитывает свои записи или прослушивает записанный на плеер урок-диалог, что бы ещё раз собраться с мыслями, ведь Завтра всем будет интересно его мнение, ведь они так хвалят и любят его неординарную точку зрения и необычный взгляд на обыденные вещи. Это всё ещё нужно обсудить с родителями и возможно узнать по этой теме нечто новое, и удивить всех своей осведомлённостью. Да и в интернете не мешало бы просмотреть подходящую информацию, ведь из новых открытий можно создать новый мир и новую игру, которую никогда не хочется заканчивать. Как же быстро прошёл школьный день. И как долго ждать следующего, но надо спать - так быстрей наступит долгожданный час, а бодрость, дарованная сном, позволит в полной мере насладиться новым путешествием в страну удивительных открытий…
Неужели это трудно или мы зашли в такой тупик, что не понимаем и не хотим замечать, какую яму мы роем себе и нашим детям, вместо того, что бы построить для них прекрасный Мир Чудес?...
Может пришло время осознать и признать, что нынешняя система образования уже устарела, а к новому поколению нужен принципиально иной подход. Они нуждаются не в знаниях, которыми современный ребёнок и без того загружен. Информации предостаточно, всех видов и в любых форматах, выбирай самое подходящее, в интересной и увлекательной подаче, и строй на готовой основе преподавание любого предмета. Что мешает привлечь детей к знаниям интересной для них формой и заманчивым содержанием. Ну, а если это никому не нужно и не выгодно, зачем их мучить, заставляя зубрить бесполезные и непривлекательные сведения, ещё больше отталкивая от обучения.
Но главное, нужно признать, это поколение другое, впрочем как и каждое новое, но нынешнее - слишком отличается от всех предыдущих. Оно чувствительно к любым ущемлениям, непониманию и фальши, а мы угнетаем их диктатом, формализмом и лицемерием нашего отношения. Оно очень индивидуалистичное, а система, как и раньше, пытается втиснуть всех в формовку "стандартного кирпичика", для реконструкции потребительского общества. Потому они протестуют, сначала - нежеланием жить по старым правилам, апатией, замкнутостью, настороженностью, потом депрессиями, девиациями, антисоциальным и даже преступным поведением и отношением.
Они нуждаются в правильных примерах гармоничной жизни личности, в понимании поддержке и помощи, им нужны условия для развития своей индивидуальности, как основы мироощущения. Нужна благосклонная среда, в которой они смогут выглянуть из своих ракушек, оберегающих ранимое тельце новой неповторимости, убрать иголки, раскрыться, выйти на контакт с близкими и дружественными людьми, связаться с ними доверием и реализоваться в своей предрасположенности и необходимом общественном предназначении. А нам надо думать и пытаться делать.. для них, для себя, для будущего, для развития Человека…