Фантомас звонит в театр

Mar 01, 2023 06:49

Саратов. 1970 г.



В 1967 году на советские экраны вышла кинотрилогия о Фантомасе, которая приобрела неслыханную популярность. Правда, не все у нас верно восприняли французский юмор и уловили явную пародийность образа неуловимого джентльмена-разбойника. В Фантомаса с чулком на голове повадились играть как ребята в школах, так и телефонные хулиганы и вымогатели. И даже всамделишные преступники, оставлявшие на месте преступления дерзкие послания, подписанные буквой «F».

В Саратове в 1970 году негодник Фантомас предпринял психическую атаку на звезду местного Театра юного зрителя.



Кинозлодей скрывал своё настоящее лицо под маской и предпочитал действовать на расстоянии, общаясь с жертвой по телефону или через медиа-посредников.

image Click to view



Его саратовский клон применил такую же тактику по отношению к несчастному исполнителю главных ролей в детских и юношеских спектаклях.

На адрес театра стали приходить письма без подписи.



36-летний актёр Герман Таратайкин, взявший для пущего блеску сценический псевдоним Журавлёв, был уже не слишком охоч до подобных забав, больше интересуясь на досуге чтением книг и сочинением собственных виршей. А также периодически в охотку закладывал за галстук.



Саратовский театр юного зрителя имени Ю. П. Киселёва

В репертуаре он был занят плотно, утром и вечером, как в детских сказках, так и в молодёжных драмах, и был на хорошем счету у главного режиссёра. Поклонниц и оваций хватало. Однако душа и амбиции требовали большего.

А тут записки от Фантомаса - такого, например, содержания:





К сожалению, содержания телефонного разговора мы не знаем, равно как и требований, озвученных негодяем.  Можно предположить, что Фантомас был убедительным, и обещал открыться после, но при выполнении ряда условий. Возможно, актёр должен был сделать на сцене определённый жест или подать знак сидящему в темноте зрительного зала наблюдателю.

Фантомас за это берёт на себя роль тайного критика и благожелателя артиста, предъявляя в следующих своих посланиях милому блондину Герману свои интеллектуальные и литературные достоинства:



Саратовский Фантомас оказался женского полу и знал толк в театре, что подогрело у неженатого Германа интерес к предложенной игре.

Пьеса Владимира Розова «Традиционный сбор» бытовала к тому времени на советской сцене к тому времени уже лет двадцать, и главного героя, Сергея Усова, неформального лидера школьного класса, переиграли многие ставшие уже знаменитыми актёры: от Ефремова до Евстигнеева.



Диафильм о театре "Современник" в Москве

По сюжету на традиционный сбор класса выпуска 1941 года являются через много лет одноклассники с разными судьбами и заботами. Они последовательно подготавливают своими диалогами момент появления во втором действии главного персонажа, сразу берущего в руки гитару и очаровывающего зал. Начинается выявление гражданских позиций и житейских принципов собравшихся, а затем выводится общественная мораль.



Ольгя Яковлева, Георгий Натансон и Герман Журавлёв. https://vk.com/mosfilm_official

Драматургу Розову, прибывшему в Саратов на читку пьесы и репетиции, понравился Герман Журавлёв в роли сердцеведа Усова, и он сосватал его в Москве маститому кинорежиссёру Георгию Натансону, собиравшемуся снимать экранизацию пьесы. Партнёршей артиста в фильме должна была стать артистка Ольга Яковлева, - муза другого, уже знаменитого театрального режиссёра Анатолия Эфроса из Театра на Малой Бронной.

Перед саратовским актёром открывались столичные перспективы, по театру и по городу поползли всякие слухи, но именно Фантомас однозначно поддержал его в дальнейших амбициях:





Тем временем, записочки продолжаются, жертва и шантажист-терапевт явно чувствуют друг к другу взаимную симпатию, а интрига сохраняется.



Артист теперь играет и старается на сцене для одного единственного зрителя, который каждый раз заранее предупреждает о своём присутствии или отсутствии на спектакле.



Но и Фантомас явно хочет, чтобы его поймали, хотя сам боится этого. Выйдя из тени, он (она) совсем не уверен, что будет так же всевластен над душой любимого артиста на дневном свету.

Итак, быть иль не быть, попасться или нет?

Наш Фантомас сам не заметил, как стал главным драматическим персонажем в собственной пьесе, которую они с Германом незаметно для его коллег-актёров и других зрителей продолжают импровизировать в стенах ТЮЗа.



Саратов. Перед ТЮЗом. 1960-е гг. Источник: Личный архив С.Чуриловой. oldsaratov.ru/

Финальный монолог саратовской незнакомки звучит поистине с шекспировской страстью:





Летающий автомобиль Фантомаса





Саратов, угол ул. Вольской и пр. Кирова (ныне Столыпина)







Фантомас чувствует, что сама жизнь кладёт конец игре. Герману судьба уехать, рано или поздно, и Бог весть, вернётся ли в Саратов. Да и каким он тогда станет?

Бедняжка Фантомас или «Грешная насмешница ПервоапрелИна» угодила в собственную ловушку. Герман хоть и симпатизирует незнакомке, но готов ли он к тому, что обнаружится под маской? У Фантомаса трудный выбор: либо, сохранив инкогнито, остаться навсегда прелестным воспоминанием; либо, открывшись, использовать свой шанс на удачу, но тогда, быть может, сразу испытать жестокое крушение призрачной надежды? Ведь сердцу взрослого мужчины не прикажешь.



Что выберет наш жестокий Фантомас, так привыкший манипулировать другими, а нынче не могущий совладать с собственным разумом и сердцем?

Прошу прощения у дорогого читателя, но приходится прерваться и отправиться спать. Продолжение обязательно будет в следующей серии.



Неужели Он воскрес ?

Как говорят французы, à suivre...

А тем временем иные, совсем не романтичные, а даже деструктивные  фантомасы в западных областях Украины докатились до уничтожения советской и коммунистической символики.

«Часть хулиганских выходок „фантомасов“ отражают увлечение уголовной культурой и, соответственно, различными формами психологического садизма. Эмоционально близкими к ним были неонацистские и антисемитские проявления*», - говорилось в докладе партийному начальству от компетентных органов.

Так что «во избежание...« в том же 1970 году фильмы были сняты с широкого показа, несмотря на кассовые рекорды. Успев породить, тем не менее, у фанатов легенду о том, что существует-де ещё и четвёртый фильм, утаиваемый властями, где таинственный богач в конце концов саморазоблачается.

И такой фильм действительно был снят в СССР 1973 году, но в нём маску с шантажиста срывал не инспектор Жюв, а мудрый деревенский участковый Анискин.

Она оказалась всего лишь резиновой шапочкой для купания. А преступника и его банду отодрали ремнём родители.



К/ф "Анискин и Фантомас"

*Антонюк, Ярослав. Formulation du problème et sa con-nexion avec des tâches scientifiques importantes=Феномен «фантомасов» в Советской Украине (по материалам КГБ) (фр.) // Актуальні питання суспільних наук та історії медицини. Спільний українсько-румунський науковий журнал. - 2018. - No 2 (18). - P. 47-51.

ЛЮБОВНАЯ ЛОДКА, Фантомас, театр, САМОЕ-САМОЕ, ЛЮДИ ЗНАМЕНИТЫЕ, 1970, стихи, ТЮЗ, стихотворное письмо, Герман Журавлёв, ЖЕМЧУЖНОЕ ЗЕРНО, БОЛЬШИЕ ИСТОРИИ, Саратов, ИНТУИЦИЯ И ДЕДУКЦИЯ, любовь

Previous post Next post
Up