Сарыкамыш, Карсская область. 1914 г.
Небольшая бумажка с двумя гербовыми марками по 75 копеек заставила вспомнить о подзабытой, но интересной странице нашей истории.
В 1914 году, через две недели после получения школьного аттестата некий молодой человек подаёт прошение о допущении его кандидатом на должность почтальона в Сарыкамышскую почтовую контору.
Государственная должность в почтовом ведомстве - дело ответственное, и от соискателя требуются серьёзные документы: о благонадёжности, о рождении и крещении, о приписке к призывному участку, справки о здоровье и образовании.
Пусть читателя не смущает местное двуклассное «министерское» училище. которое окончил наш Мишико. На самом деле это был неплохой государственный аналог земской школы, а учились в таком училище пять лет - грамоте, арифметике, закону Божию, понемногу географии и естествознанию.
На воинский учёт нужно было вставать лет с семнадцати, так что наш герой, только-только ожидающий подтверждения от Горийского воинского присутствия, скорее всего, достаточно молод.
Глядя из современности, когда работа на почте особой престижностью не отличается, подобный тщательный кастинг на мелкую почтовую должность, требующий виз военного губернатора области и областного ведомственного начальства, кажется излишней бюрократией. А уж тем более для какого-то заштатного Сарыкамыша на далёкой окраине империи.
Однако, этому есть своё объяснение. Возле маленького городка, или, скорее, селения Сарыкамыш с его двумя с половиной тысячами жителей расположился большой гарнизон русской армии, численность которого значительно превышала всё местное население.
Благотворительная открытка "На рубашку солдату" издания Кружка дам Петроградской военно-фельдшерской школы.
Карсская область к 1914 году уже почти сорок лет находилась в составе России, и мусульманское население бывшей османской провинции постепенно разбавлялось переселенцами из Закавказья: армянами, грузинами, осетинами, курдами. В их числе оказался и прибывший из самого сердца Картвелии юный Мишико.
С началом Первой Мировой войны эта местность оказалась прифронтовой, так как Османская империя присоединилась к державам Оси, а немецкие генералы совместно с турецкими начали планировать наступательные операции на кавказском направлении.
Сарыкамыш, лежащий на высоте 2100 метров над уровнем моря перед горным перевалом, оказался стратегически важным пунктом на пути из Карса в Эрзурум, где уже ранее, в девятнадцатом веке дважды побывали российские войска.
В преддверии грядущих сражений в Сарыкамыше в декабре 1914 года (то есть спустя месяц после поданного на почту прошения) появился Николай Второй собственной персоной в сопровождении всего наличного генералитета, чтобы воодушевить войска. А заодно и провёл там встречи с духовными лидерами различных конфессий региона - экзархом Грузии, католикосом армян, суннитским муфтием и шиитским щейхом, что тоже было нелишним.
Встреча Императора Николая II на вокзале в Сарыкамыше. 1 (14) декабря 1914 г.
Дальнейшие трагические события относятся к военной истории, и мы не будем повествовать о них в деталях. Скажем лишь, что Энвер-паша сильно переоценил свои возможности и таланты немецких советников, послав войска в мороз и пургу штурмовать снежные перевалы, результатом чего явились огромные потери от обморожений. Пострадали и русские солдаты, счёт погибших шёл на тысячи с русской стороны и на десятки тысяч с турецкой. За Сарыкамыш развернулось настоящее сражение, городские кварталы несколько раз переходили из рук в руки, как в Сталинграде. Жители Сарыкамыша если не бежали, то были мобилизованы. Кроме того, турки стремились вызвать в городке восстание мусульманского населения (что им, впрочем, удалось на другом участке фронта, в Аджарии). Командующий Мышлаевский поддался панике, покинув город на автомобиле, и приказал взорвать оставляемые склады. К 16(29) декабря город был окружён.
За главного остался начальник штаба генерал Юденич и командир казаков-пластунов генерал-майор Пржевальский. Произведя перегруппировку, они за пару дней отбили вокзал и вытеснили здорово измотанных турок за границы города.
Памятные мероприятия и реконструкция сражения при Сарыкамыше. Турецкий постер 2019 г.
Так что в том декабре было и холодно, и жарко.
Не знаем, досталось ли Михаилу Иванашвили к тому моменту место почтальона, - если да, то работы было много. После отхода турок и с возобновлением работы железной дороги Карс-Сарыкамыш поток почтовых отправлений сильно возрос.
1915. Полевая почта
Хотя очень вероятно, что наш Мишико вскоре угодил в армию. В списке новых членов Камчатского православного братства (благотворительной организации с отделениями по всей стране) за 1915-1916 год числится Михаил Спиридонович Иванашвили с пометкой: «в действующей армии».
Он же, 1896 г.р., - в конце Второй Мировой уже майор, награждённый медалями «За боевые заслуги» и За оборону Кавказа».
В 1918 году Карсская область и Сарыкамыш по итогам Брестского мира были очищены от российских войск, потом какое-то время находились под совместным британско-армянским управлением, а в 1920 году были заняты явочным порядком революционной армией Ататюрка.
Христианское население по большей части оставило город, так что вряд ли Михаил туда вернулся. И должности почтальонов в Сарыкамыше стали исполнять новые люди.