Протоленинцы

Jun 08, 2022 20:44

В Лиепаю из Белоруссии. 1980 г.



Крестовоздвиженская часовня 1871 года постройки. Село Ленин. Белоруссия.

Ветеран Иван Яковлевич Кравцов собирает сведения о моряках Днепровской флотилии и хочет написать о них книгу. Прошло почти сорок лет, многих нет в живых, но Иван Яковлевич довольствуется и биографическими сведениями, получаемыми от родственников и односельчан участников войны.

По большей части ответы на его письма звучат так:

«Мать наша стара, мало что помнит, ей писать бесполезно... 72 года, но память слабая, жили в нужде, детей много было, она очень одряхлела и часто болела гипертонией»

«Умер в 1954 г. в январе. Награды были, медали, но ничего не сохранилось, в доме жила дочь вторая с детьми, муж пил, всё так запустилось, уехали, остатки деревенские ребятишки растащили».

И тем отраднее получить живой заинтересованный отклик со встречной просьбой.





Уважаемый Иван Яковлевич, здравствуйте!

Сообщаю Вам, что Ваше второе письмо, которое Вы написали председателю Ленинского с/совета пос. Ленин Житковичского ра-на Гомельской области от 26 августа 1980 года передали мне 5 сентября 1980 года.

Ознакомившись с содержанием Вашего письма, сообщаю Вам нижеследующее.

Да, действительно, в настоящее время ещё проживает жена Кидышко-Кичишко Секлета Фёдоровна. Она уже очень старенькая. Проживает она совместно со своей сестрой Домной километров 15 от нашего посёлка в деревушке. Я с ней ещё не встречался, но думаю, при первой возможности навестить её и обо всём подробно описать Вам.

Уважаемый Иван Яковлевич, я в своём ответе на Ваше первое письмо от 03.05.79 года просил Вас прислать для нашего Ленинского народного музея архивную справку о всех гражданах Ленинской волости Мозырского уезда Минской губернии, которые находятся в архивных документах, к которым Вы имеете доступ.

Я Вам в письме писал о том, что мы буквально по крупицам собираем материал о наших земляках ленинцах, которые устанавливали Советскую власть и оберегали её от разных врагов нашей Родины.

Если Вы, уважаемый Иван Яковлевич, не можете прислать архивной справки на наших земляков, то Вы, пожалуйста, сообщите нам адрес того архива, в котором Вы находите фамилии, да и вообще, материалы о Ленинской волости.

Вы поймите, что на земном шаре в дореволюционное время была только одна единственная Ленинская волость, где жили и трудились исторические ленинцы, которые очень любили и уважали В.И. Ульянова (Ленина).

26 октября (8 ноября) 1917 года на территории Ленинской волости ленинцы установили Советскую власть и удерживали власть Советов до августа 1918 года. Это же прекрасно! Но об этом в архивах ничего не сохранилось. К большому сожалению. А нужно, чтобы об этом все знали, кто сегодня живёт и кто будет жить после нас.

Я очень прошу Вас помочь нам в сборе архивных материалов о гражданах Ленинской волости.

Я со своей стороны будем помогать Вам, ведь мы делаем одно очень ценное и благородное людям нужное дело.

Ожидаю от Вас быстрого ответа по моему адресу:  БССР, 247974, п/о Ленин, пос. Ленин. Ленинский народный музей. пол. Боярину Владимиру Владимировичу.

С уважением Председатель Ленинского народного музея (подпись) /В.В. Боярин/

пос. Ленин  11 сентября 1980 года



Ниже Владимир Владимирович Боярин приписал имена интересующих его земляков-ленинцев, о которых следует навести справки в архивах.

Богданович Макар Вас. - Морочь

Блинов Кирилл Николаевич Даниил - Березняки

Глушень Фёдор Антон. - Евичи

Доматович Павел Демьян. - г. Милевичи

Скорее всего, просьбу Владимира Владимировича выполнить будет затруднительно - это предполагает целое комплексное архивное исследование и вряд ли такой же, как и он, пенсионер из Лиепаи будет в состоянии осуществить его. Однако энтузиазм местного краеведа замечателен и концепция его разысканий небезынтересна. Попробуем разобраться в сверхидеях, которые движут им.



Вуліца Вялікая ўвесну. Ленін 1901.

Для начала - небольшая справка.

Село Ленин впервые упоминается в исторических документах аж в XIV веке. В 1568 году король польский и великий князь ВКЛ Сигизмунд II Август разрешил князю Юрию Олельковичу основать местечко Ленин (по названию урочища, где расположилось местечко). Позже им владели Радзивиллы и князь Витгенштейн. В Российской империи село стало волостным центром с  почтовой станция и церковно-приходской школой, а позже было открыто и народное училище.

После мировой войны и революции в 1921 году Ленин оказался в составе Польши и стал центром гмины Лунинецкого повета, а затем с аннексией Западной Белоруссии Советским Союзом в сентябре 1939 года попал в состав БССР. Через два года сюда почти на три следующих года пришли немецкие войска, при которых посёлок сильно пострадал. После войны райцентр перебазировался в соседние Микашевичи, а в 1960 году да и сам Ленинский район был упразднён, а Ленин, снова ставший деревней, вошёл в Житковичский район (По материалам: tutejszy.ru).

Вот, собственно говоря, вкратце и вся история Ленина. Очевидно, что топоним Ленин - исторический и намного древнее вождя мирового пролетариата. Но название в двадцатом веке приобрело новую коннотацию, то бишь дополнительную семантическую функцию. С которой надо было что-то делать властям разных государств, под управлением которых оказывался Ленин.



Село Ленин "за польским часом"

Поляки дважды брались переименовать поселок, запретив упоминать вслух слово "Ленин". Но Сгорелое и Соснковичи (в честь польского генерала Соснковского) так и не прижились.

В советской время обнаружилась проблема несколько иного характера: не было никаких доказанных следов пребывания Ильича на белорусской земле. В австрийской части Польши (Кракове и деревне Поронино в предгорьях Татр) Ленин с женой прожили почти два года перед мировой войной, в Смоленске он бывал в 1900 году по делам создания опорного пункта первой политической марксистской газеты «Искра», а ещё раньше, в 1895 году посещал Вильно на предмет установления связей с рабочими кружками. А Белоруссию вроде как проезжал разок на поезде, но это неточно.

И Советская Белоруссия в лице своего руководства от этого факта очень страдала, тем более, что была в некотором роде обязана Ленину собственной государственностью. И в 1963 году партийные начальники даже благословили  некоего креативного лесничего Подолинского из деревни Лясковичи на высадку молодого леса в форме букв ЛЕНИН так, чтобы надпись читалась с высоты птичьего полёта. Планировалось, что к 100-летнему юбилею вождя деревья отрастут, и надпись будет к юбилею 1970 года хорошо читаться сверху. На всю затею ушло 150 тысяч деревьев, и Ильич в виде геоглифа пророс корнями на белорусской земле.



А ведь Ленин в Белоруссии присутствовал уже пятьсот лет - но не как  нужный партийному руководству физический Ильич, а как заштатное село. Должен же хоть какой-то ленинский дух в в этом селе водиться?

На эту тему давно размышлял беспартийный школьный учитель географии В.В. Бояринов, человек увлекающийся и инициативный. В вышеприведённом письме мы видим его страстные попытки вписать односельчан в большую историю, создать из «исторических ленинцев» - неких протоленинцев, пятьсот лет мечтавших о советской власти и предвидевших явление вождя. Как говаривал мастеровой Софронов «с улыбкой загадочного разума» из повести Андрея Платонова «Котлован»:

«... И глубока наша советская власть, раз даже дети, не помня матери, уже чуют товарища Ленина!»

Патриот родного села Владимир Владимирович Боярин решился на смелую затею: доказать, что свой всемирно известный псевдоним «Ленин» Владимир Ульянов взял-таки по белорусскому топониму. То есть, «если гора не идёт к Магомету, то Магомет идёт к горе«. Восстановить, так сказать, связь времён, историческую правду и справедливость и утвердить-таки Ленина в Белоруссии.



Идея ничем не хуже бытовавшей практически на уровне официальной историографии  версии о том, что псевдоним был взят под впечатлением расстрелов бастовавших рабочих золотых приисков на Лене в 1912 году, несмотря на то, что подпись »Н.Ленин« была впервые использована ещё в 1901 году. К топонимической версии склоняется и племянница Ильича, дочь его младшего брата Дмитрия: »… о происхождении псевдонима «Ленин». «Я имею основание предполагать, - писал мой отец, - что этот псевдоним происходит от названия реки Лена, так прекрасно описанной Короленко. Владимир Ильич не взял псевдоним Волгин, так как он достаточно был истрёпан, в частности, его использовал, как известно, Плеханов, а также другие авторы...» (Ольга Дмитриевна Ульянова).

Итак, эврика! Ленин от Ленина, а не от Лены!



Как полагал патриотичный краевед, молодой социал-демократ и публицист Владимир Ульянов мог теоретически прослышать о угнетении трудящихся панами и помещиками от выходцев из Ленина - в бытность в свою, например, в Вильно. И впечатлившись услышанным, использовать имя многострадального селения в качестве «говорящей» литературной маски. Вот тут и нужны были бы доказательства такой гипотетической встречи - а значит, и сведения из архивов о дореволюционных занятиях и перемещениях земляков-ленинцев.

И тут-то товарищ Бояринов вступил на весьма зыбкую и опасную идеологически почву. Ибо практически все «исторические ленинцы», побывавшие в Вильно, были чистокровные евреи! Да-да, мой дорогой читатель, местечко Ленин на реке Случь было классическим «штетлом» черты оседлости, где еврейское население значительно преобладало над польским и белорусским, русским и литовским.

Первая Всероссийская перепись населения 1897 г. насчитала 753 еврея из 1173 жителей, потом это соотношение продолжало меняться в сторону процентного, но не количественного уменьшения еврейской части.



Новая Ленінская синагога. 1906 г. Из книги: Kehilat Lenin: sefer zikaron / Ed. M. Tamari. Tel Aviv.1957

В Ленине действовали две синагоги, работала частная еврейская школа Арона-Лейба с преподаванием на иврите, а с 1897 года - сионистский кружок, который в двадцатых  перерос в отделение молодежной организации “Бейтар”, боевого комсомола для Палестины. К 1914 евреям принадлежали единственная аптека и 10 лавок в Ленине (в т. ч. все 4 бакалейные, все 3 галантерейные).
Получалось, что вероятнее всего Владимир Ульянов общался бы в Вильнюсе с религиозными студентами-сионистами или сынками еврейских лавочников. Пролетариату и революционеров из Ленина, как говорится, няма і няма!

Таким образом, завиральная концепция учителя Боярина подозрительно балансировала на грани от простодушного дилетантизма, неуместного по отношению к вождю, до замаскированной идеологической диверсии.

Поэтому-то в письме к исследователю Ивану Кравцову Председатель Ленинского народного музея просит разыскать сведения исключительно о ленинцах-белорусах, рассчитывая обнаружить пролетарско-революционные и национально-благонадёжные  связи местечка и Виленской метрополии.



Вильно. Старый город.

Академической базой для краеведческих штудий Владимира Владимировича Боярина, фронтовика и человека весьма целеустремлённого, служила сначала собственная библиотека книг о В.И. Ленине, насчитывающая несколько тысяч томов, а потом организованный им школьный музей, получивший со временем статус «народного», отдельное помещение и некоторое бюджетное финансирование. Невесть откуда Боярин доставил в поселок памятник Ленину почти реального роста, который и по сей день стоит у входа в сельский Совет.

Попутно Бояринов отстоял оригинальное имя посёлка «Ленин», плавно сменившееся после войны на заурядное «Ленино». Решающим аргументом стал кусок старой черепицы с клеймом "Н. Огарьковъ. Ленинъ" с кирпичного завода местного помещика, добытый в ходе полевых школьных вылазок.



Фото: https://traveling.by/news/item/2201

И такое изучение реального исторического прошлого местечка оказалось в конечном счёте более плодотворным и благодарным, чем изобретение фантастических версий и исторических связей.

Ибо население посёлка постигла во время немецкой оккупации трагическая судьба: сначала расстрелы комсомольцев и красноармейцев из разбитых частей, потом организация огороженного еврейского гетто и реквизиция скотины, а затем отправка в концлагерь в близлежащие Ганцевичи. 14 августа 1942 года при ликвидации гетто на окраине села было расстреляно тысяча восемьсот человек. Осенью партизаны, разгромив немецкий гарнизон, установили Советскую власть на территории Ленинского района. Но освобождение было недолгим. 16 февраля 1943 года немецкие оккупанты уравняли судьбу остальных мирных жителей местечка с его еврейской части.  Молодых отправили эшелоном в Германию, а остальных каратели согнали в кузницу, сарай и один из домов и подожгли.

Вспоминает одна из старейших жителей деревни Екатерина Яковлевна Бакунович: “Ленин тогда выгорел дотла: и церковь, и костёл, и синагоги. Ни забора, ни столбика не осталось… Только малой горстке ленинцев удалось укрыться в лесных болотах… А там голод, холод, малярия, чесотка… Как выжила, не знаю…” (из газеты «Гомельская правда», цит. по http://nashkraj.info/lenin-budet-zhit/)



После войны в 1945-1946 гг. целые семьи из Ленина и его окрестностей воспользовались правом выезда из Советского Союза, как бывшие польские граждане, и в Израиле была издана большая  книга памяти общины (Kehilat Lenin: Sefer Zikaron. Edited by M.Tamari. Former residents of Lenin in Israel and USA (Tel Aviv, New York, 1957) с воспоминаниями, документами и фотографиями.

И хотя израильские ленинцы письменно подтвердили мысль Владимира Боярина о возможности встреч Ленина и учащихся в виленской ешиве до революции жителей местечка: Белы Лилинберг, Давид Бреслера, Мойше Зайчика, всё же организованная в школьном музее экспозиция о погибших во время войны принесла со временем учителю больше известности и признания, чем самодеятельная лениниана. По инициативе Боярина и совместно с фронтовиками-партизанами и потомками жителей Ленина, в 1982-1984 гг. место массового захоронения было укрыто от вандалов бетонными плитами и установлен гранитный памятник. За это в 1992 году смотритель народного музея был награждён по ходатайству бывших односельчан почетным орденом от израильского музея "Яд Вашем".

А 10 сентября 2002 года Владимир Боярин получил «в подарок» к 80-летию официальное уведомление о расторжении трудового договора в связи с сокращением музея как учреждения отдела культуры Житковичского райисполкома.

В это смутное время фонды музея (книги, медали, документы, артефакты) оказались изрядно расхищены.

«- После смерти Владимира Владимировича работа в музее приостановилась. Но сейчас и мы, учителя, и дети стараемся делать все, чтобы возродить и достойно продолжить дело жизни Владимира Боярина, - говорит Людмила Михайловна Таненя - бывшая ученица Владимира Боярина, а теперь сама учитель истории и главный хранитель музея. - Контакты, налаженные им с выходцами из Ленина, просто бесценны ... Год назад нас посетил гражданин Израиля Авнер Янай. В Ленине жил и учился его прадед Авнер Голуб, эмигрировавший в Палестину. Какое же потрясение пережил наш гость, когда увидел в школьном музее фотографию своего деда! Благодарный бизнесмен подарил школе двадцать компьютеров.

... Сейчас ведем переговоры с сыном Боярина, надеемся, он поделится с музеем какими-то документами. Ведь память о Владимире Владимировиче должна жить не только в семье, но и в нас, его земляках-ленинцах.

...Дело учителя живет!«

(из газеты «Гомельская правда», 2019 г. Цит. по http://nashkraj.info/lenin-budet-zhit/)



Разлив реки Случь в посёлке Ленин. Фото: Глеб Фролов, mikashevichi.ru

Заказчики идеологических концепций сменились, и ныне некий Леонид Смиловицкий (Diaspora Research Institute of Tel Aviv University) почитает полесского энтузиаста исключительно за пламенного хранителя еврейских корней.

«Белорусский учитель Владимир Боярин организовал музей еврейской истории. Вместе с супругой Анной Ивановной они сначала открыли выставку, в которой представили дореволюционные и довоенные еврейские фотографии, подборки из старых газет и книг, краткие информационные сведения из справочных изданий. При поддержке Белорусского объединения еврейских организаций и общин из Минска временная выставка была преобразована в постоянно действующую экспозицию... Музей в Ленине остается одним из немногих народных музеев еврейской истории в Белоруссии. ( https://souz.co.il/)



Вход на ленинское кладбище. Фото: https://traveling.by/news/item/2201

И эпоха СССР и ленинский культ остались в прошлом, время стирает и следы  еврейского присутствия на этой земле. Старые деревянные мацевы (надгробные памятники) разрушаются снегом и дождями.



Фото: Глеб Фролов, mikashevichi.ru



Фото: Виктор Лисовой

Ленинская тема в Ленине может сохраниться лишь в качестве забавного курьёза и туристического бренда.

Но главная память, достойная сохранения,  - о людях на земле: их труде, делах, энтузиазме, трагедиях и мечтах.

»От Ленина мы отказываться не собираемся. Без него уже трудно представить историю нашей деревни, - говорит директор средней школы Валентина Бачище. - Почему бы версию о псевдониме не рассматривать как легенду, которая существовала, но не нашла своего подтверждения? Нам разрешили взять музей на свой баланс и возобновить его работу. Теперь это будет Ленинский историко-этнографический музей. Сохраним мы и зал, посвященный Владимиру Ленину. Что собрал Боярин, будет в экспозиции.«

Хотелось бы на это надеяться.

image Click to view



P.S. Об иных идеологических обработках образа Ленина читайте здесь.

Ленин, евреи, АВТОРСКИЙ ПОДХОД, ЛЮДИ ПРОСТЫЕ, протоленинцы, РАЗНЫЕ СУДЬБЫ, Белоруссия, Полесье, 1980, БОЛЬШИЕ ИСТОРИИ, ОКНО В ПРОШЛОЕ, энтузиазм, Ленинские места

Previous post Next post
Up