Про проклятия: из письма можно сделать историю. И подход здесь скорее журналистский, чем научный. В этом смысле бОльшую роль играет жизненная и культурная интуиция. В письме солдата не чувствуется юмора, к маме он обращается на "Вы", все эти приветы по знакомым в определённом порядке - свидетельство патриархальности (сужу по своим многочисленным старым родственникам из Московской области: лишь на одиноком лесном хуторе у ст. 55 км Ярославской ж/д они обращались к старшему поколению на "вы"). С другой стороны, не такое уж дальнее подмосковное село на шоссе с развитой промышленностью и связями - совсем не глухой уголок. И тут опять - личная интуиция: приходилось в юности лазить с дядей-геологом по Печоре и Архангельской обл., а несколько лет назад провел несколько дней в Тарбагатае и Чикое в Прибайкалье, где приходилось сталкиваться со старообрядцами, а также у молокан и духоборов в Армении, Грузии и Азербайджане. Имею опять же личное представление, за счёт каких сил сохраняются по сей день эти общины. Человек там либо в общине, либо вне её, промежуточного состояния не бывает или оно очень короткое, до ближайшего разбирательства. Служба в армии, российской ли, азербайджанской или российской считается вынужденным и извиняемым обстоятельством. Так что "проклятие" - это не эмоциональный жест (типа «Передайте вашей невесте, что она - подлец!» в гоголевской "Женитьбе"), а своего рода нотариальный отказ.
И подход здесь скорее журналистский, чем научный. В этом смысле бОльшую роль играет жизненная и культурная интуиция.
В письме солдата не чувствуется юмора, к маме он обращается на "Вы", все эти приветы по знакомым в определённом порядке - свидетельство патриархальности (сужу по своим многочисленным старым родственникам из Московской области: лишь на одиноком лесном хуторе у ст. 55 км Ярославской ж/д они обращались к старшему поколению на "вы").
С другой стороны, не такое уж дальнее подмосковное село на шоссе с развитой промышленностью и связями - совсем не глухой уголок. И тут опять - личная интуиция: приходилось в юности лазить с дядей-геологом по Печоре и Архангельской обл., а несколько лет назад провел несколько дней в Тарбагатае и Чикое в Прибайкалье, где приходилось сталкиваться со старообрядцами, а также у молокан и духоборов в Армении, Грузии и Азербайджане. Имею опять же личное представление, за счёт каких сил сохраняются по сей день эти общины. Человек там либо в общине, либо вне её, промежуточного состояния не бывает или оно очень короткое, до ближайшего разбирательства. Служба в армии, российской ли, азербайджанской или российской считается вынужденным и извиняемым обстоятельством.
Так что "проклятие" - это не эмоциональный жест (типа «Передайте вашей невесте, что она - подлец!» в гоголевской "Женитьбе"), а своего рода нотариальный отказ.
Reply
Leave a comment