Продолжение публикации "
Хождение по ТИКам"
Юрий Мироненко, 30 лет, программист:
“Первым делом я посетил родной Ворошиловский ТИК. Он находится на бульваре Комарова, и, несмотря на плохую погоду, в 9 утра ТИК был открыт, председатель была на месте и готова к работе. И, надо сказать, свою роль Елена Николаевна (мы не представлялись друг другу, так что имя и отчество я взял с сайта ТИК) исполнила блестяще: мне всё объяснили, распечатали список документов и образцы форм, и даже рассказали, как их заполнять. Ни один мой вопрос не остался без ответа. Более того, мне дали возможность заполнить форму заявления, которая, по словам председателя, “сделана на основе постановления от 5 декабря 2012 года”, и Елена Николаевна её проверила на правильность.
В общем, по сервису нет никаких замечаний. Возможно, есть замечания по сути (я не уверен), но об этом позже.
К тому времени снег идти уже перестал, так что я легко и быстро добрался до Октябрьского ТИКа, который, кстати, куда ближе к моему дому, чем Ворошиловский. Увы, здесь меня ожидал менее радушный приём. Елена Ивановна (председатель ТИКа, имя я взял с таблички на двери) объяснила, что мне нужно провести собрание по месту жительства, продиктовала список документов. К сожалению, форм этих документов она мне не дала, и, даже, их не показала (хотя бы на мониторе), сказав, что "у неё их нет" и что они "проводят информирование через сайт".
Я попытался объяснить, что кроме самих форм мне хотелось бы получить консультацию по их заполнению - но, увы, Елена Ивановна консультацию такую дать не смогла. Хотя, на пару вопросов она всё-таки ответила, отметив, что, там нет ничего сложного, что я, со своим высшим образованием, с лёгкостью разберусь, и, вообще, "мелочи там скорее всего неважны". При этом был использован такой аргумент: если она будет мне что-то объяснять, это нарушит "право на равный доступ к информации", потому что "мне она объяснит, а другим - нет", и потому мне следует смотреть информацию на сайте.
Справедливости ради, должен сказать, что список участков с их адресами и номерами мне всё-таки дали, причём председатель специально послала Ирину Алексеевну (старшего инспектора, имя я тоже взял с таблички на двери) отксерокопировать его для меня.
Во время беседы, Елену Ивановну вызвали куда-то, и я, было, тоже ушел, но вернулся, вспомнив, что забыл уточнить сайт, с которого мне следует взять инструкции и формы документов. Ирина Алексеевна написала мне адрес
www.cikrf.ru, объяснив, что это сайт ЦИК и по моей просьбе открыла его у себя на экране. Но когда я попросил показать, где именно на этом сайте я могу найти нужные мне формы, она помочь мне не смогла. Не очень уверенно, (вероятно, сама не часто туда заглядывала), она открыла раздел "Документы ЦИК России" и сказала: "здесь". Когда я обратил внимание на заголовки, вроде: "Об объявлении благодарности..." или "О порядке взаимодействия пользователей...", и сказал, что это же всё, видимо, просто постановления, а мне нужны формы, как их найти тут? Она сказала: "ну, конечно, искать сейчас я не буду, но все документы утверждаются постановлением ЦИК". В общем, где добыть формы заявления и собрания жильцов по месту жительства, мне так и не сказали.
Уже двигаясь к Ленинскому ТИКу, я понял, что не уточнил, сколько у меня осталось времени на подачу заявления. Возвращаться я не захотел, и потому решил узнать это по телефону. Увы, ни один телефон (а их два разных - на сайте ТИКа указан 245-44-47, а в информационном сообщении - 244-45-47) не отвечал. Позже, в течение дня, я позвонил ещё, но ни разу ни на одном из телефонов трубку не подняли.
Председатель Ленинского ТИКа встретила меня словами: "молодой человек, признайтесь честно - сколько ТИКов вы сегодня уже обошли?" Я, не находя в этом ничего особенно предосудительного, объяснил, что два - по месту жительства, но поскольку исчерпывающей информации не получил, пройдя оба, и еще не решил, в каком из районов идти в УИК, то решил посетить и другие. Екатерина Александровна (мы не представлялись друг другу, так что имя и отчество я взял с сайта ТИК уже дома), хотя и с определенным недовольством, согласилась уделить мне некоторое время. К сожалению, время это было потрачено во многом зря.
Формы документов мне не дали со словами: "если я буду каждому распечатывать, то..." Загадочное "то", так и осталось тайной. Я попросил сбросить эти формы мне на флешку, на что тоже получил отказ, уже без объяснений. Далее я попросил хотя бы открыть эти формы на экране, чтобы я мог задать вопросы по заполнению - снова отказ. "вам уже все объяснили в предыдущих ТИКах"- сказала Екатерина Александровна. Я попытался объяснить, что требования в разных ТИКах несколько отличаются, на что мне было сказано, что "они не могут отличаться", потому что установлены постановлением ЦИК от пятого декабря. Которое мне, как программисту, будет несложно найти на сайте. После моей просьбы мне даже сообщили номер этого постановления - 152/1138-6. Тогда я подумал, что пусть худо-бедно, но я получил ответ.
Позже, попытавшись найти этот документ на сайте ЦИК, я узнаю, что номер постановления мне дали всё-таки неверный. Во-первых, все формы в этом постановлении - "примерные". Так и написано - "примерная форма". Но куда важнее другое - когда я сделал поиск по номеру "152/1138-6", я обнаружил, что кроме постановления 5 декабря прошлого года уже успели принять постановление 156/1173-6 от 16го января уже этого года, меняющее даже эти, примерные, формы. Причём обнаружил я это совершенно случайно - по ошибке я закрыл постановление от пятого, захотел его снова открыть - и открыл от 16го, потому что оно в списке поиска начиналось с тех же слов. Парадоксально, но будь я чуть внимательнее - и я бы НЕ нашел это второе постановление.
Кировский ТИК на этом фоне оказался очень приятным. Хотя меня и встретили словами "что это вы подряд вдруг стали ходить", - кто-то заходил к ним с похожим вопросом, - потребовалась лишь самая минимальная настойчивость. Несмотря на то, что до обеденного перерыва оставалось всего полчаса, Елена Алексеевна (председатель ТИК) не выказывала никакого нетерпения. Она дала мне форму заявления о согласии, объяснила неясные моменты по её заполнению. Немножко даже рассказала про ситуацию с дипломами - оказывается, их ксерокс нужен главным образом затем, чтобы они могли заполнить многочисленные поля в их автоматизированной системе, проще и надежнее всего сделать это с ксерокопии.
Это первый ТИК, в котором мне сказали, что я не могу провести собрание избирателей в одном районе, а документы подать в другой. В качестве альтернативы были предложено выдвинуться от партии или от общественной организации. Так же мне объяснили, что выдвинуться от партии мне будет немного проще (партия сама сдаст моё заявление в ТИК), и что у федеральных партий есть преимущество. Мне посоветовали, как найти список общественных организаций, от которых я мог бы выдвинуться в УИК, и дали список документов, которые нужны в этом случае.
Елена Алексеевна даже сказала, что до 14го (февраля) я могу подойти со всем пакетом документов, она проверит правильность моего заявления, и если там будет что-то не так - я смогу прямо там, у них, переписать его.
Единственное небольшое замечание - в продиктованном списке документов не было, собственно, решения общественной организации о моём выдвижении в УИК. Вероятно, это случайность - когда я, уже вечером, заметил, что в списке документов есть устав, но нет ничего, что подтверждало бы хоть какое-то моё отношение к этой организации, я позвонил в ТИК. Елена Алексеевна объяснила, что да, действительно, нужен ещё один документ - и объяснила, какой именно.
Тут у меня закончилось время, надо было заняться своими личными делами. Поэтому в Железнодорожный ТИК я попал только вечером. Первое, что обратило на себя моё внимание - это информационный стенд. Первое из посещенных мной мест, где таковой я увидел. И, хотя, я пришёл буквально минут за 15 до окончания рабочего дня, меня не выгоняли и даже не сетовали на мой поздний приход. Напротив, мне дали образцы всех форм - и даже не пытались послать меня к стенду с этими образцами. Когда я рассказал, в какой школе хотел бы работать - мне сказали номер участка в этой школе, даже несмотря на то, что я только лишь приблизительно описал её местоположение, не назвав ни адреса, ни номера. Меня не заставили искать этот номер в списке на информационном стенде - хотя, несомненно, имели такое право.
Так что с сервисом тут тоже всё в порядке. А об информационной части - следующая часть.
Как человек с высшим техническим образованием, я последовательно провел сравнение требований, озвученных разными ТИКами, и вот что обнаружил.
Несмотря на уверения председателя Ленинского ТИКа, требования в разных местах отличаются. Резюмируя данные, полученные в ходе моего сбора информации, привожу список вопросов, которые задавал в каждом ТИКе. В ответах я старался следовать услышанным формулировкам. Прочерк стоит там, где я или не задавал этот вопрос, или не помню об этом.
1) Есть разные варианты выдвижения - какой лучше?
ВОРОШИЛОВСКИЙ: Парламентские партии мы обязаны включить, а по остальным будем голосовать
ОКТЯБРЬСКИЙ: Есть преимущество у партий и общественных организаций
ЛЕНИНСКИЙ: -
КИРОВСКИЙ: Для нас от общественных организаций или от собрания избирателей кандидат - всё равно.
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ: -
2) Сколько людей должно быть на собрании по месту работы/жительства?
ВОРОШИЛОВСКИЙ: Ограничений нет, но хотя бы несколько
ОКТЯБРЬСКИЙ: Обычно бывает около 15ти. (в ответ на вопрос "а у меня в отделе только пять") - Пять будет маловато.
ЛЕНИНСКИЙ: Хотя бы 15 человек
КИРОВСКИЙ: - (здесь не шла речь о собрании)
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ: человек пятнадцать, только чтобы они были не из одной семьи и желательно - чтобы жили по разным адресам.
3) Можно ли провести собрание по месту работы/учёбы в одном районе, а документы подать в другой район? Например, если я работаю на Западном, могу ли я устроить там собрание избирателей по месту работы и подать документы в Октябрьский ТИК, который ближе всего к моему дому?
ВОРОШИЛОВСКИЙ: да, можно (шла речь только про собрание по месту работы)
ОКТЯБРЬСКИЙ: да, можно (шла речь и про собрание по месту работы, и про собрание по месту жительства)
ЛЕНИНСКИЙ: закон не устанавливает таких ограничений
КИРОВСКИЙ: нет, собрание должно быть по месту, относящемуся к территории ТИКа, в который подаются документы
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ: -
4) Нужна ли копия диплома?
ВОРОШИЛОВСКИЙ: нужна просто ксерокопия
ОКТЯБРЬСКИЙ: нужна ксерокопия, и нужно принести с собой оригинал, и они сверят.
ЛЕНИНСКИЙ: по закону не требуется.
КИРОВСКИЙ: мы просим ксерокопию (с пояснениями, которые можно понять так, что строго говоря не обязательно, но так гораздо проще и меньше вероятность сбоя при регистрации заявок в электронной системе - впрочем, это _моя_ интерпретация).
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ: нужна ксерокопия, и нужно принести оригинал для сверки.
5) Как должна быть сделана копия трудовой? Надо ли её заверять?
ВОРОШИЛОВСКИЙ: -
ОКТЯБРЬСКИЙ: -
ЛЕНИНСКИЙ: (прочитала формулировку из закона, там "копия" без уточнений)
КИРОВСКИЙ: нужны ксерокс первой и последней страницы, заверенные по месту работы (но имелось в виду - для случая, когда место работы есть)
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ: нужен ксерокс всех листиков и принести оригинал для сверки.
Это не все разночтения. Но остальные помельче. Например, по-разному отвечали на вопрос, нужно ли указывать орган, выдавший паспорт, или достаточно только номера и даты выдачи. По-разному звучали и ответы на вопрос, как именно указывать образование. Но, в конце-концов, в ТИКах справедливо замечали, что поскольку все равно предоставляются и ксерокс паспорта и ксерокс диплома, это не так уж важно.
Наконец, все полученные формы заявления о согласии различаются. В частности, различаются подстрочниками (отсюда, например, и вопросы про орган, выдавший паспорт, и про форму указания образования). В общем, пришлось обратиться в “Гражданин наблюдатель” и “Голос” за окончательными разъяснениями.
Прочитать истории других граждан, посетивших ТИКи Ростова, можно в записи "
Хождение по ТИКам".