Вся тварь с нами совоздыхает и сболезнует

Jun 21, 2019 21:15


Растения, участвующие в богослужении РПЦ (на секунду задумался об онтологичности формулировки и повороте к «вещам», зверям, грибам, берёзкам), можно поделить по критерию институционально-канонического одобрения на три категории:

  1. вербы (и «ваии») на Вербное воскресенье - наивысшая каноничность: Типикон и Триодь постная упоминают освящение ваий и раздачу их братии игуменом.
  2. березы (и «цветы») на Троицу - средняя. Зелень листвы и, впоследствии, облачений - традиционный атрибут русской Троицы, как белизна одежд новокрещёных - признак раннехристианской Пятидесятницы (Whitsun), а розы - римской (Pascha rosata). Типикон о зелени умалчивает, но богослужебные указания РПЦ в сноске упоминают «обычай», согласно которому предстоятель раздаёт цветы священнослужителям в начале всенощного бдения и «установившуюся практику», по которой коленопреклонённые молитвы он читает с цветами в руках. Практика освящения березовых ветвей (а также «целебных трав» и по-видимому даже банных веников) распространена довольно широко, хотя некоторыми священниками, нахватавшимися просвещенческо-бурсацкого снобизма, осуждается как «язычество». «Модернистские» приходы отказываются и от украшения храмов берёзками. Для нас в этом году их вырубили аж 12 - целая будущая берёзовая роща, и экологический аспект этих вырубок тревожит мою совесть с каждым годом всё больше.

  1. цветы на Неделю жен-мироносиц - «православный женский день». Церковный устав о них ничего не знает. Практика дарения прихожанкам цветов (по отпусте литургии на целовании креста) в современной РПЦ стала столь же обязательным атрибутом этого дня, сколь конспирологическая проповедь про Пурим и евреек Клару Цеткин и Розу Люксембург - атрибутом 8 марта. Здесь можно долго рассуждать о куртуазных истоках обычая, роли женщины/бабушки в русском православии, советском наследии 8 марта и шутках на тему того, что церковный мужской день - это следующая Неделя о расслабленном. Во всяком случае, даже богослужебными указаниями эта традиция до сих пор не зафиксирована. Встречал среди священников негативное отношение к ней, мотивированное тем, что цветы «не освященные», поэтому, по православно-манихейской логике, находятся во власти секулярно-оккультной тьмы. Сами прихожанки воспринимают это дарение как данность, но нередко передаривают цветы иконам, особенно Божьей Матери, как архетипу позитивной женственности (подобное происходит и 8 марта).

Церковь, этнография

Previous post Next post
Up