Oct 13, 2021 11:37
19 правило VI Вселенского Собора говорит: "Предстоятели церквей должны во всякий день, а особенно в дни воскресные, научать весь клир и народ словесам благочестия, избирая из Божественного Писания мысли и суждения истины и притом не преступая уже установленных пределов или преданий богоносных Отцов. Если же будет исследоваться слово Писания, пусть изъясняют его согласно с тем, что предложили светила и учителя Церкви в своих писаниях, и никак иначе, и пусть лучше прославляются их писаниями, чем сочинением собственных произведений, чтобы при недостатке умения в этом иногда не уклониться от должного. Через учение упомянутых Отцов люди получают познание как о предметах превосходных и достойных избрания, так и о вредных и неприемлемых, и потому переменяют свою жизнь к лучшему и не становятся добычей страсти неведения, но, внимая учению, побуждают себя удаляться от зла и из страха грозящих им наказаний соделывают свое спасение."
В последнее время, однако, различные модернисты пытаются перетолковать значение этого текста в том смысле, что запрет в нем касается только проповеди священника в храме, а не вообще любых толкований Писания. В действительности, напротив, если епископу нельзя в Церкви толковать Писание от себя, но следует использовать святоотеческие толкования, то тем более этого нельзя делать где бы то ни было мирянину, который стоит ниже епископа в иерархии. Такое понимание этого правила подтверждается и святыми его толкователями касавшимися этой темы.
Свт. Феофан Затворник: "По-православному ни одной статьи не напишешь, не роясь в фолиантах, а по-протестантски были бы перо и чернила - садись и пиши. Чем смелее, тем лучше; а где не хватит толку, набери слов помудренее да и скомкай их как-нибудь, чтоб казалось в итоге: «что и требовалось доказать». Безопасно ли богословствовать по-протестантски? - Нет, того гляди попадешь под клятвы, положенные на своеумников Соборами. Шестого собора 19 правило гласит, что Божественное Откровение должно быть изъясняемо не иначе как по изложению учителей Церкви, и довольствоваться ими более, чем составлением своих собственных толкований, из опасения уклониться от истины. Следовательно, если кто вносит в область Божественной истины свое личное мудрование, тот подвергается клятве, изреченной вообще на не соблюдающих соборные определения." (Рукописи из кельи. Мысли о разных предметах веры)
Св. Никодим (Милаш): "Св. Писание должно разуметь только и исключительно так, как учит Церковь, а не иначе, это мы видели из 19 канона Трулльского собора, 91 канона Василия Великого и постановления Иерусалимского собора 1672 года" ([Святой] Никодим, епископ Далматинский. Православное Церковное право. - М., 1897. С. 84)
Свщмч. Даниил Сысоев: "[Приведенное выше] абсурдное толкование, как [и] то [другое] толкование [о потопе] которым пользуются модернисты одинаково ложно, ибо прямо противоречит 19 правилу Трульского Собора, запрещающему понимать Свящ. Писание иначе, чем его понимали Святые Отцы. Если не следовать этому правилу, то любой священный текст можно вывернуть как угодно вплоть до его полной противоположности собственному смыслу. -Было бы только достаточно желания и фантазии! Именно так и возникают все ереси утверждающие, что можно Библию понимать самому по себе." (Летопись начала. - М., 1999. С. 121)
святой Никодим (Милаш),
священномученик Даниил Сысоев,
святитель Феофан Затворник,
VI Вселенский Собор,
Священное Писание