Любомудрие. Созерцание и деятельность

Aug 17, 2013 15:00

Святитель Григорий Богослов. Все любомудрие разделяется на две части, на умозрительную и деятельную, из которых первая выше, но труднее к пониманию, а другая ниже, но полезнее. У нас обе они одна другой способствуют. Умозрение служит нам спутником к горнему, а деятельность - восхождением к умозрению, ибо невозможно достигнуть мудрости, не живя мудро. А у них, которые не черпают в Божественном вдохновении силы связующей, обе эти части подобны корням, не утвержденным в почве и носящимся по воде; и я не знаю, которая из них смешнее и слабее. (Слово 4: http://azbyka.ru/otechnik/?Grigorij_Bogoslov/slovo=4)

Короче сказать: прекрасно созерцание, прекрасна и деятельность; первое потому, что возносится превыше земного, входит во Святая Святых и возводит ум наш к тому, что сродно с ним; другая - потому, что, приемля к себе Христа и служа Ему, доказывает любовь свою делами. (Слово 14: http://azbyka.ru/otechnik/?Grigorij_Bogoslov/slovo=14)

Если же поверишь несколько мне, не дерзновенному богослову, то скажу тебе, что одно ты уже постиг, а чтобы постигнуть другое, о том молись. Не пренебрегай тем, что в тебе; а прочее пусть остается в сокровищнице. Восходи посредством дел, чтобы через очищение приобретать чистое. Хочешь ли со временем стать богословом и достойным Божества? Соблюдай заповеди и не выступай из повелений. Ибо дела, как ступени, ведут к созерцанию. Трудись телом для души. И может ли кто из людей стать настолько высоким, чтобы прийти в меру Павлову? Однако же и он говорит о себе, что видит только «сквозь тусклое стекло, гадательно», и что наступит время, когда узрит «лицом к лицу» (1Кор.13:12). (Слово 20: http://azbyka.ru/otechnik/?Grigorij_Bogoslov/slovo=20)

Афанасий [Великий] рано был напоен божественными правилами и уроками, употребив немного времени на изучение наук общеупотребительных, с тем только, чтобы и в этом не казаться совершенно неопытным и не знающим того, что почитал достойным презрения. Он не потерпел, чтобы благородные и обильные дарования души были упражняемы в предметах суетных; не захотел подвергнуться участи неопытных борцов, которые, поражая чаще воздух, нежели противников, не достигают наград. Изучив все книги Ветхого и Нового Завета, как другой не изучал и одной, он обогащает себя умозрительными сведениями, обогащает и светлостью жизни, и удивительным образом сплетает из того и другого эту подлинно золотую, для многих неудобосплетаемую цепь, употребив жизнь в руководство к умозрению, и умозрение, как печать жизни. Ибо правило, что «начало мудрости страх Господень» (Пс.110:10; Притч.1:7), есть как бы первая только пелена; мудрость же, превозмогшая страх, перешедшая в любовь, делает нас Божиими друзьями и из рабов сынами. (Слово 21: http://azbyka.ru/otechnik/?Grigorij_Bogoslov/slovo=21)

С ними (египетскими монахами -- мое прим.) беседуя великий Афанасий, как и для всех других был он посредником и примирителем, подражая «Умиротворившему кровью Своею» то, что было разлучено (Кол.1:20), так примиряет и пустынножительство с общежитием, показав, что и священство совместно с любомудрием, и любомудрие имеет нужду в тайноводстве; ибо в такой мере согласил между собой то и другое, и соединил в одно как безмолвное делание, так и деятельное безмолвие, что убедил поставлять монашество более в благонравии, нежели в телесном удалении от мира. (Слово 21: http://azbyka.ru/otechnik/?Grigorij_Bogoslov/slovo=21)

Станем же любомудрствовать, начав с того, с чего начать всего лучше. Всего же лучше начать, с чего завещал нам Соломон. «Начало мудрости», - говорит он, - «приобретать мудрость» (Притч.4:7). Что это значит? Он началом мудрости называет страх. Ибо надобно, не с умозрения начав, оканчивать страхом (умозрение необузданно, очень может завести на стремнины), но, научившись основам у страха, им очистившись и, так скажу, утончившись, восходить на высоту. Где страх - там соблюдение заповедей; где соблюдение заповедей - там очищение плоти - этого облака, омрачающего душу и препятствующего ей ясно видеть Божественный луч; но где очищение - там озарение; озарение же есть исполнение желания для стремящихся к предметам высочайшим или к Предмету Высочайшему, или к Тому, Что выше высокого. Поэтому должно сперва самому себя очистить и потом уже беседовать с чистым, если не хотим потерпеть одного с Израилем, который не вынес славы лица Моисеева и потому требовал покрывала; не хотим испытать и сказать с Маноем, удостоенным видения Божия: «Погибли мы, жена, «ибо Бога видели»» (Суд.13:22); не хотим подобно Петру высылать с корабля Иисуса, как недостойные такого посещения (а когда именую Петра, кого имею в виду? - того, кто ходил по водам); не хотим потерять зрение подобно Павлу, до очищения от гонений вступившему в сообщение с Гонимым, или, лучше сказать, с малым блистанием великого Света; не хотим, прося врачевания, как сотник, из похвальной боязни не принимать в дом Врача. И из нас иной, пока он не очищен, но еще сотник, над многими первенствует во зле и служит кесарю - миродержителю влекомых долу, пусть скажет: «я не достоин, чтобы ты вошел под кров мой» (Мф.8:8). Когда же увидит Иисуса, и хотя мал ростом духовно, подобно Закхею, взойдет на смоковницу, «умертвив земные члены» (Кол.3:5) и став выше «тела смирения» (Флп.3:21), тогда да приемлет Слово и да услышит: «ныне пришло спасение дому этому» (Лк.19:2), и получит спасение, и принесет плод совершеннейший, прекрасно расточая и разливая, что худо собрал как мытарь. Ибо то же Слово и страшно, по естеству, для недостойных, и удобоприемлемо, по человеколюбию, для приуготовленных. Таковы те, которые, изгнав из души нечистого и вещественного духа, «пометив и украсив» души свои познанием, не оставили их праздными и недеятельными, чтобы их (так как недоступное и вожделенное) опять не заняли еще с большим запасом семь духов злобы (как семь же считается духов добродетели), но сверх удаления от зла упражняются и в добродетели, всецело или насколько можно больше, вселив в себя Христа, чтобы лукавая сила, заняв какую-нибудь пустоту, опять не наполнила души собой, отчего «будет последнее хуже первого» (Мф.12:43-45), потому что и нападение стремительнее, и охранная стража безопаснее, и с большим трудом одолевается. Когда же, «больше всего хранимого храним» душу свою (Притч.4:23), «в сердце стези направляя к тебе» (Пс.83:6), «распахав новые нивы» (Иер.4:3) и «посеяв в правду», как учат Соломон, Давид и Иеремия, «пожнем милость и правду» (Ос.10:12), тогда «проповедуем Божию премудрость тайную, сокровенную» (1Кор.2:7), и воссияем для других. А до тех пор будем очищаться и усовершенствоваться Словом, чтобы, как можно больше, облагодетельствовать самих себя, делаясь богоподобными и приемля пришедшее Слово, даже не только приемля, но и содержа в себе, и являя другим. (Слово 39: http://azbyka.ru/otechnik/?Grigorij_Bogoslov/slovo=39)

Но поскольку настоящее торжество ради Крещения, и нам должно злопострадать сколько-нибудь с Тем, Кто для нас вообразился, крестился и распят, то полюбомудрствуем несколько о различиях крещений, чтобы выйти отсюда очищенными. (Слово 39: http://azbyka.ru/otechnik/?Grigorij_Bogoslov/slovo=39)

...а мы «просветим» себя «светом ведения»; и он просветится, если будем «сеять в правду» и «пожинать милость» (Ос.10:12), так как деятельность приводит и к созерцанию, чтобы сверх прочего знать и то, какой свет истинен и какой ложен, и не ошибаться, избирая вместо доброго худшее. (Слово 40: http://azbyka.ru/otechnik/?Grigorij_Bogoslov/slovo=40)

А главным его (святителя Василий Великого -- мое прим.) занятием было любомудрие, то есть отрешение от мира, пребывание с Богом, по мере того, как через дольнее восходил он к горнему, и посредством непостоянного и скоропреходящего приобретал постоянное и вечно пребывающее. (Слово 43: http://azbyka.ru/otechnik/?Grigorij_Bogoslov/slovo=43)

святитель Афанасий Великий, святитель Григорий Богослов, святитель Василий Великий, любомудрие, Святые Отцы

Previous post Next post
Up