Jul 04, 2013 15:47
Преподобный Иустин (Попович). Но очевидно, что и после Христова Воскресения смерть наличествует в этом Mipe. Как это объяснить? Да, смерть существует, но благодатью Воскресения Богочеловека она перестала быть для человеческого естества проклятьем, ужасом и страхом, а стала временным и преходящим сном (см.: Ин. 11, 11; Лк. 8, 52; Мф. 9, 24; Мк. 5, 39). «Мы и ныне умираем, -- пишет святой Афанасий Великий, -- но уже не как осужденные, а как имеющие восстать ожидаем общего всех воскресения, которое в свое время явит совершивший его и даровавший Бог» (934). «Не умираем мы теперь смертью, как в древнее время, по прещению закона, потому что такое осуждение прекратилось, но, после как того как благодатью Воскресения [...] тление остановлено и истреблено, мы, по причине смертности тела, умираем лишь на известное время, уделенное Богом каждому, дабы могли достигнуть лучшего воскресения. Подобно семени, брошенному в землю, разрешаясь, мы не погибаем, но как посеянные воскреснем, потому что смерть упразднена по благодати Спасителя» (935). «Мы и теперь умираем прежней смертью, -- заявляет святой Златоуст, -- но не остаемся в ней. А это не значит -- умирать. Власть смерти и истинная смерть -- тогда, когда умерший не имеет более возможности вернуться в жизнь; если же по смерти он оживет, и причем лучшей жизнью, то это не смерть, а сон» (936) [1, часть 3, раздел 6, с. 217].
[1] Собрание творений преподобного Иустина (Поповича). Догматика Православной Церкви. Сотериология. Экклесиология. -- Т. 3. -- М.: Паломник, 2006. -- 607 с..
святитель Афанасий Великий,
святитель Иоанн Златоуст,
спасение,
преподобный Иустин (Попович),
смерть